ISSN 2409-7616

Бирюкова Ю.Н.

СЕМЬЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

УДК 371

Бирюкова Ю.Н.1 (Краснодар, Россия) — birj@bk.ru

1Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина

Аннотация. Тема семьи в педагогической науке и практике во все времена привлекает внимание исследователей. Актуальность научного исследования обусловлена основной педагогической проблемой семьи в пространстве школы, заключающейся в недостаточности взаимодействия родителей со своими детьми — подростками и образовательным учреждением. В данной статье автором рассматривается семья в пространстве школы как фактор формирования резильентности обучающегося. Это связано с тем, что на сегодняшний день в современном обществе роль семьи несравнима по своей значимости с другими социальными институтами. Формируя резильентность обучающегося, семья способствует его самоутверждению, стимулируя социальную, творческую активность, раскрывая индивидуальность. Рассмотрены различные точки зрения касательно определения семьи и ее влияния на взаимоотношение обучающегося с одноклассниками, учителями и администрацией школы. При анализе таких методологических подходов, как системный, бихевиористический, деятельностный, функциональный, ценностный, обобщены стили семейного воспитания, актуальные в современной семье, — авторитарный, демографический и либеральный, оказывающие существенное влияние на организацию взаимодействия семьи и школы. Характеризуя их, раскрывается значимость в формировании резильентности обучающихся. В качестве исследовательской задачи автор дал оценку стилю семейного воспитания подростков в их понимании. Данное направление дополняется также рассмотрением понятий взаимодействие и сотрудничество в правильно организованной образовательной и воспитательной средах. Конкретизируется значимость обратной связи в отношениях учитель-обучающийся, учитель-родитель, учитель-обучающийся-родитель через единый системно-функциональный подход, способствующий сотрудничеству и комфортному взаимодействию участников образовательного процесса (родители, учителя, обучающийся) при формировании резильентности обучающегося.

Ключевые слова: семья, школа, обучающийся, старшеклассник, сотрудничество, резильентность, семейные отношения, стиль семейного воспитания.

Список источников:

  1. Развитие образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/f9321ccd1102ec99c8b7020bd2e9761f/download/4444/ (Дата обращения: 10.08.2024)
  2. Год семьи. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/family_year  (Дата обращения: 10.08.2024)
  3. Бирюкова Ю.Н. К вопросу о сущности феномена резильентности. Подходы и перспективы // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2(105). С. 23-25. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-2105-23-25
  4. Глузман Н.А. Взаимодействие семьи и образовательной организации: психолого-педагогический аспект: монография. – Симферополь: Ариал, 2022. — 212 с. ISBN 978-5-907587-73-1
  5. Истомина С.В. Работа психолога образовательной организации с семьями обучающихся / Психология семьи в современном мире. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. — С. 170-175. URL: https://www.elibrary.ru/yulzyn
  6. Касимова А. К. Формирование ценностного отношения старших подростков к семье в условиях общеобразовательной школы / Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016. — С. 109-112. URL: https://www.elibrary.ru/ryryux
  7. Куземина Е.Ф. Человек на пределе человеческого // Общество: философия, история, культура. 2016. № 5. С. 23-25. URL: https://www.elibrary.ru/vwppfl
  8. Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений: монография. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 91 с.  ISBN 978-5-696-03890-2
  9. Огоновская И.С. Дети — родители — школа: интеграция усилий семьи и школы в воспитании уважительного отношения к институту семьи / Демографическая и семейная политика в контексте целей устойчивого развития. – Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2018. — С. 333-345. URL: https://www.elibrary.ru/jcdzfp
  10. Реан А.А. Позитивная психология и педагогика: монография. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2023. — 411 с.  ISBN 978-5-4263-1264-7
  11. Савинков С.Н. Семейное воспитание и развитие личности ребенка: Книга для родителей и педагогов. — М.: Весь, 2020. — 272 с. ISBN 978-5-9573-3584-9
  12. Сусь А.В. Зависимость резильентности от общественного мнения в подростковом возрасте / Исследования в современной науке. – М.:  Российское энергетическое агентство, 2024. — С. 136-139. URL: https://www.elibrary.ru/fsficz
  13. Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 г. № 875. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49978 (Дата обращения: 10.08.2024)
  14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 10.08.2024)
  15. Федотова Н.В. Повышение резильентности обучающихся в условиях социально-экономической сегрегации образовательных организаций / Междисциплинарный подход к подготовке современного педагога. – М.: Перспектива, 2021. — С. 143-149. URL: https://www.elibrary.ru/btyeea
  16. Чечкина А.С., Саркисян А.А., Бирюкова Ю.Н. Роль семьи в формирование резильентности в подростковом возрасте / Актуальные проблемы молодежи в современном мире. – Краснодар: «РЭА» Минэнерго России, 2024. — С. 164-167. URL: https://www.elibrary.ru/aedjdw

Библиографическая ссылка: Бирюкова Ю.Н. Семья в пространстве школы как фактор формирования резильентности обучающегося // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. С. 508-516.