ISSN 2409-7616

Попов А.Н., Малахова О.Ю., Хандримайлов А.А., Генварева Ю.А., Алексенко А.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕСУРСА БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА – ТЕХНИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛИГЕНТА

УДК 378

Попов А.Н.1 (Оренбург, Россия) — a.n.popov@origt.ru; Малахова О.Ю.1 (Оренбург, Россия) — olgamal74@mail.ru; Хандримайлов А.А.1 (Оренбург, Россия) — x.a.a.1985@mail.ru; Генварева Ю.А.1 (Оренбург, Россия) — genvar@mail.ru; Алексенко А.А.1 (Оренбург, Россия) — krutaya.20112011@mail.ru

1Приволжский государственный университет путей сообщения

Аннотация. В статье исследуется сущность и основные черты инженера нового формата – интеллектуала и интеллигента. Авторы приводят и анализируют ключевые характеристики такого специалиста. В контексте постановки проблемы формирования интеллигентности и интеллектуальности будущего специалиста транспортной сферы делается акцент на перспективных педагогических путях формирования исследуемых феноменов, обосновывается необходимость активизации учебно-познавательной работы учащейся молодежи, а также выстраивания ее досуговой деятельности. Обосновывается приоритетность необходимости формирования активной гражданско-патриотической, научно-исследовательской, лидерской и профессиональной позиции будущего инженера, поскольку именно они являются фундаментальной основой формирования исследуемых свойств будущего инженера нового формата. В целях достижения искомого результата приводятся авторские взгляды на возможные пути активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся технических вузов в рамках аудиторной и внеаудиторной работы. Анализируются эмпирические результаты, полученные в рамках исследования понимания будущими техническими специалистами сущности интеллигентности и интеллектуальности, ключевых различий между ними, а также роли данных свойств в будущей профессиональной деятельности. Обосновывается авторский выбор педагогических технологий, являющихся эффективными в процессе формирования инженера нового формата. Выделяется и обосновывается роль вуза в процессе формирования интеллигентности и интеллектуальности будущего инженера путей сообщения.  

Ключевые слова: интеллигент, интеллектуал, инженер, образовательный процесс технического вуза, учебно-познавательная работа обучающихся, досуговая деятельность обучающихся, педагогические технологии, методические пути.

Список источников:

  1. Адер А.В. Модернизация инженерного образования: состояние, проблемы, перспективы: монография / А.В. Адер, А.Г. Алятина, А.А. Преснов и др. – Оренбург: Оренбургский филиал ПГУТИ, 2018. – 235с. URL: https://www.elibrary.ru/kwvavx
  2. Азимли Азиз Ш.О. Технократия как мировоззрение // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16. № 2. С. 39-45. URL: https://www.elibrary.ru/ixozdg
  3. Алексенко М.А., Попов А.Н., Малахова О.Ю. Железнодорожное образование в Оренбуржье: истоки и перспективы // Вопросы истории. 2023. № 1-1. С. 108-113. URL: https://www.elibrary.ru/yssimq
  4. Андреев А.Л. Гуманитарные контексты российского технического образования // Высшее образование в России. 2021. № 4. C. 62–72. URL: https://www.elibrary.ru/orzqpn
  5. Банникова Н.Ф. Техническая интеллигенция в информационном обществе // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2020. № 2 (29). С. 23-27. URL: https://www.elibrary.ru/zznrde
  6. Болгова В.В., Гаранин М.А., Краснова Е.А.  [и др.] Образование после пандемии: падение или подготовка к прыжку? // Высшее образование в России.  2021. Т. 30, № 7. С. 9-30. URL: https://www.elibrary.ru/fktytn
  7. Блинкова С.А. Веляева К.С. Тенденции формирования транспортного рынка инновационных проектов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 3. С. 167-173. URL: https://www.elibrary.ru/hpbpxs
  8. Васельцова И.А., Плетнев А.С., Боков С.А. Компетентность специалистов железнодорожного транспорта // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2024.  Т. 24. № 2 (95).  С. 31-38. URL: https://www.elibrary.ru/czxjlu
  9. Гаранин М.А. Тренды в развитии транспортного образования // Техник транспорта: образование и практика. 2020. Т.1, № 3. С. 157-164. URL: https://www.elibrary.ru/lvoodl
  10. Гаранин М.А., Гнатюк М.А., Хоровинникова Е.Г. Проблемы социального развития молодежи: причины распространения криминальных мотивов и студенческие отряды как механизм их профилактики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.  2023.  №2.  С. 22-24. URL: https://www.elibrary.ru/howrot
  11. Гнатюк М.А., Усов В.Н., Хоровинникова Е.Г. Инерционность социальных представлений о трудовом воспитании студенческой молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. №2. С. 25-28. URL: https://www.elibrary.ru/hulbdp  
  12. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. 2015.  № 3. URL: https://www.elibrary.ru/vaavdj
  13. Ежова Т.В. Актуализация личностных смыслов содержания профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60. С. 138-141. URL: https://www.elibrary.ru/qvtimw
  14. Лозин Д.И. Проблема понимания понятия «инженерно-техническая интеллигенция» // Modern Science. 2020. № 10-2. С. 176-180. URL: https://www.elibrary.ru/qvtimw
  15. Макаренко Е.И. Традиционные и инновационные практики современной технической интеллигенции в сфере образования // Человек. Социум. Общество. 2020. № 2. С. 8-17. URL: https://www.elibrary.ru/bwrnlc
  16. Попов А.Н. Актуальные направления и приоритеты воспитательной работы в вузе в контексте подготовки современного конкурентоспособного специалиста / А.Н. Попов, О.Ю. Малахова // Научный поиск: теория и практика: альманах. – Уфа: Аэтерна, 2017. — С. 115-119. URL: https://www.elibrary.ru/yfkort
  17. Порозов В.А. Развитие понятия «интеллектуал» в отечественном интеллигентоведении // Интеллигенция и мир. 2024. № 1. С. 124-155. URL: https://www.elibrary.ru/yfkort
  18. Пусько В.С. Научно-техническая интеллигенция России в структуре современного социума // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 4-1. С. 142-145. URL: https://www.elibrary.ru/rkhoyu
  19. Ретивина В. В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2019. Т. 29. №1. С. 57-63.  DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-1-57-63
  20. Степанов А.В. Время студенчества как этап становления русского интеллигента рубежа XIX-XX веков // Интеллигенция и мир. 2021. № 4. С. 9-34. URL: https://www.elibrary.ru/jedekm
  21. Фокеев А.Б. Адаптация образовательных программ железнодорожного вуза к требованиям рынка труда // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 5 (63). С. 166-172. URL: https://www.elibrary.ru/ivzmsd
  22. Хандримайлов А.А., Попов А.Н., Малахова О.Ю. Роль социально-гуманитарного и правового знания в формировании мировоззренческих ориентиров технического специалиста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70.  С. 115-118. URL: https://www.elibrary.ru/ifrizj
  23. Шобонов Н.А., Яшкова Н.В. Образовательная среда вуза и ее структура // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки.  2024.  № 2 (68).  С. 77-81. URL: https://www.elibrary.ru/szasaf
  24. Ярцев А.А. Развитие профессионально значимых качеств личности будущего инженера средствами досуговой деятельности // Проблемы современного педагогического образования.  2022.  № 75-4.  С. 342-345. URL: https://www.elibrary.ru/xlcios
  25. Martín Núñez J.L., Lantada A.D. Artificial intelligence aided engineering education: state of the art, potentials and challeenges // International Journal f Engineering Education. 2020. No. 6 (36). Р. 1740-1751. URL: https://www.elibrary.ru/nrkaqv

Библиографическая ссылка: Попов А.Н., Малахова О.Ю., Хандримайлов А.А., Генварева Ю.А., Алексенко А.А. Методические пути и педагогические технологии формирования интеллектуального ресурса будущего инженера – технического интеллигента // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. С. 487-497.