ISSN 2409-7616

Каргаполова Е.В., Притуленко М.С.

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ

УДК 378.14

Каргаполова Е.В.1 (Москва, Россия) — k474671@list.ru; Притуленко М.С.1 (Москва, Россия) — pritulenko.mariaaaaa@gmail.com

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Аннотация. Статья посвящена проблеме учебной мотивации студентов. Представлены результаты опроса студентов московских вузов. Использование междисциплинарного подхода дало возможность комплексного, углубленного изучения учебной мотивации опрошенных. Зафиксировано, что большинству опрошенных нравится учиться в вузе. Показано, что в основе мотивации более 70% опрошенных лежат мотивы ценностно-рационального и целерационального действия, социальные мотивы и потребности саморазвития. Но также определено, что практически половина отпрошенных учится только ради получения диплома, что указывает на необходимость повышать интерес студентов к самому процессу обучения. В равной степени опрошенные мотивированы опытом прошлого («потому что») и установками на будущее («для того, чтобы»). Выявлено, что в наименьшей степени учебная деятельность студентов детерминирована физиологической потребностью получения стипендии и отрицательным подкреплением («заставляют родители, и я боюсь отрицательной реакции с их стороны»). Наиболее важным результатом исследования стало то, что в большей степени студенты соглашались с высказываниями, соответствующими внутренней мотивации к обучению. Однако, несмотря на преобладание внутренних мотивов, внешняя мотивация также часто побуждает студентов учиться, что может негативно отразиться на качестве полученного образования. В большей степени мотивированы внутренне девушки, тогда как у юношей больше проявляются внешние мотивы учебной деятельности в вузе. Установлено, что высокая доля опрошенных мотивирована ситуативно, что может мешать формированию мотивации учебной деятельности студентов, исходя из направленности интересов личности и жизненных целей.

Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, мотив, теория социального действия, социальная феноменология, теория социального обмена, диспозиционная теория, содержательные теории мотивации, процессуальные теории мотивации.

Список источников:

  1. Абдуразакова К.А. Теория человеческой мотивации Макклеланда // Ямальский вестник. 2016. №3 (8). С. 75-79. URL: https://elibrary.ru/wkgewz
  2. Белянина Н.О. Теория подкрепления мотивов и особенности ее применения в организации // Экономика и социум. 2016. № 4-1 (23). С 217-220. URL: https://elibrary.ru/wdkxgp
  3. Бочаров В.Ю. Диспозиционная концепция В.А. Ядова как исследовательский инструмент для разработки категорий социологического анализа трудового поведения // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2019. Т. 1. С. 43-49. URL: https://www.elibrary.ru/bmstyx
  4. Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза // Психологическая наука и образование. 2006. Т. 11, № 4. С. 51-60. URL: https://elibrary.ru/hvzgxh
  5. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. Мотивация студентов в вузе: социологический аспект // Теория и практика общественного развития. 2015. № 5. С. 12-15. URL: https://elibrary.ru/toewlj
  6. Воробьева М.В., Яровова Т.В. Учебная мотивация студентов вуза: методический аспект // Образование личности. 2019. № 2. С. 21-27. URL: https://elibrary.ru/xboeel
  7. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35-45. URL: https://elibrary.ru/rvvjid
  8. Иванова А.С. Методологическая программа обоснования социогуманитарного знания А. Шюца // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2013. № 4 (12) С. 12-20. URL: https://elibrary.ru/rtwosj
  9. Квитко Д.Н. Теории мотивации и их применение в организациях: анализ рисков // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №4-1 (86). С. 203-211. DOI: 10.24412/2411-0450-2022-4-1-203-211
  10. Киселева В.А., Кружилин А.В. Взаимосвязь фактора справедливости и несправедливости мотивации и производительности труда // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2011. № 28 (245). С. 81-88. URL: https://elibrary.ru/oignux
  11. Маслоу А. Мотивация и личность / Перевод с английского: А. М. Татлыбаева. — СПб: Евразия, 1999. — 478 с. URL: https://elibrary.ru/qxmqrp
  12. Мусагитова Я.Я. Применение мотивационной теории В. Врума в практической деятельности // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2018. № 2 (18). С. 86-95. URL: https://elibrary.ru/yrtits
  13. Огольцова Е.Г. Теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау // Молодой ученый. 2022. № 50 (445). С. 463-465. URL: https://elibrary.ru/kjzjwa
  14. Пинчук А.Н., Тихомиров Д.А., Карепова С.Г. Учебная мотивация современных студентов: опыт кластерного анализа // Социальные и гуманитарные знания. 2023. Т. 9, № 2. С. 210-219. DOI: 10.18255/2412-6519-2023-2-210-219
  15. Рыспаева Ч.К. Учебная мотивация студентов как психолого- педагогическая проблема // Наука и инновационные технологии. 2020. № 2 (15). С. 165-173. DOI: 10.33942/sit.ssh031
  16. Maloshonok N., Semenova T., Terentyev E. Academic motivation among students of Russian higher education establishments: introspection // Educational Studies. 2015. No. 3. P. 92-121 DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-92-121

Библиографическая ссылка: Каргаполова Е.В., Притуленко М.С. Учебная мотивация студентов московских вузов // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. С. 385-397.