ISSN 2409-7616

Чэн Ц.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОСВОЕНИЮ РУССКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ СТУДЕНТАМИ ИЗ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

Чэн Ц.1 (Москва, Россия) — 376715318@qq.com

1Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Уже около ста лет китайское фортепианное искусство испытывает благотворное влияние русской музыкальной культуры. Русская музыка продолжает присутствовать и воздействовать на музыкальную культуру Китая, поскольку российская фортепианная школа с ее богатыми устоявшимися традициями, проверенными временем, поддерживает стабильность и устойчивость развития китайского пианизма. Культурологический подход рассматривает образование в целом сквозь призму понятия культуры, культурного процесса, осуществляемых в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей. Поэтому с культурологической точки зрения подход к изучению того, как российские музыковеды и культурологи выявляют скрытое в русской фортепианной музыке культурное содержание и обнаруживают их взаимосвязи, является одной из важных тем русской фортепианной музыки как объекта изучения в музыкознании и музыкальной педагогике. Одна из задач обучения китайских студентов-музыкантов в российских вузах, помимо совершенствования профессионально-исполнительских навыков, связана с расширением знаний о русской музыке и российской музыкальной культуре. В процессе обучения в российских вузах исполнительский репертуар китайских студентов пополняется произведениями из русской классической и современной музыки, что, безусловно, способствует расширению исполнительских навыков и музыкальных представлений. Однако, студенты исполнительских специальностей нередко сосредотачивают свое внимание на проблемах развития фортепианной техники, не осознавая значимости содержания и культурного контекста разучиваемого произведения.

Ключевые слова: культурологический подход, русская фортепианная музыка, студенты Китайской Народной Республики, музыкальная педагогика, музыкальное искусство.

Список источников:

  1. Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка: конец XIX-начало XX века. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1969. — 388с.
  2. Алексеев А.Д.  История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1 и 2.—2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1988. — 415 с.
  3. Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка от истоков до вершин творчества: предглинкинский период, Глинка и его современники, А. Рубинштейн, Могучая кучка.  – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. — 271 p.
  4. Баренбойм Л.А., Музалевский В.И. Хрестомация по история фортепианной музыки в России (конец XVIII и первая половина XIX веков). — Москва-Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1949. — 292 с.
  5. Бачинская Н. Народные песни в творчестве русских композиторов / Под ред. Е.В. Гиппиуса. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. — 215 с.
  6. Доброхотов Б.В., Келдыш Ю.В., Лебедева А.В. История русской музыки. Том третий. XVIII век. Часть вторая — М.: Музыка, 1985. — 434 с.
  7. Лю Минхуэй К проблеме освоения истории русской музыки студентами КНР // Преподаватель XXI век. 2014. №2. С. 163-172. URL: https://www.elibrary.ru/szwlnp
  8. Пин Х. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы. — СПб: Астерион, 2009. — 159 с.
  9. Рапацкая Л.А. История русской музыки. От Древней Руси до Серебряного века. — М.: Планета музыки, 2021. — 480с.
  10. Рапацкая Л.А. Культурно-типологический подход к анализу ориентализма в курсе «История русской музыки» // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2018. № 2(22). С. 76-91.
  11. Савшинский С.И. Пианист и его работа. — М.: Планета музыки, 2021. — 276 с.
  12. Цыпин Г.М.  Обучение игре на фортепиано. — М.: Юрайт, 2023. — 246 с.
  13. Юрьева М.Т. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2015. № 10 (60): в 3-х ч. Ч. II. — 104 с.
  14. Чэньи Я., Бажанов Н.С. Становление фортепианной школы Китая: персоналии // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 1, № 3. С. 152–161. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-152-161
  15.  Яньчжань Ч. Национальный колорит русской музыкальной школы как фактор влияния на развитие китайской // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические, Культурология. Политические науки. 2023. № 1. С. 145-148. DOI: 10.23672/HSCP.2023.47.10.001
  16. Мидун Ч. Роль русских педагогов–пианистов в становлении китайской фортепианной школы / Ч. Мидун, И.Ф. Чернявская // Современные тенденции и перспективы развития эстетического образования: Сборник статей. — Брест: Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2017. — С. 186–190. URL: https://www.elibrary.ru/cectwu
  17. Чан Ж. Особенности фортепианной музыки эпохи классицизма // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 2-1 (89). С. 52-55. DOI: 10.24412/2500-1000-2024-2-1-52-55
  18. Ван Ци. Фортепианные традиции в музыкальной культуре России и Китая: сравнительный анализ // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2023. № 3. С. 27-32. URL: https://www.elibrary.ru/qriumj
  19. Чэн Ц. Освоение русской фортепианной музыки студентами китайской народной республики: культурологический подход // ЦИТИСЭ. 2024. № 1 (39). С. 334-343. URL: https://www.elibrary.ru/rsopbz

Библиографическая ссылка: Чэн Ц. Культурологический подход к освоению русской фортепианной музыки студентами из китайской народной республики в процессе высшего педагогического образования // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. С. 333-340.