ISSN 2409-7616

Дронова Н.А.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ

УДК 37.013.21

Дронова Н.А.1 (Ставрополь, Россия) — dronowanatalia@yandex.ru

Лицей №14 им. Героя РФ В.В. Нургалиева

Аннотация. Статья посвящена исследованию потенциала внеурочной деятельности в предметной области русский язык и литература с использованием средств виртуального музея. В современных образовательных условиях наблюдается необходимость поиска инновационных подходов к обучению, способствующих повышению интереса школьников к изучаемым дисциплинам и развитию их творческих способностей. Виртуальные музеи, представляющие собой цифровые платформы, позволяют расширить образовательное пространство через предоставление доступа к уникальным культурным и историческим материалам, что особенно актуально в контексте изучения русского языка и литературы, а также повышают мотивацию школьников к изучению основного материала через внеурочную деятельность, внедряя элемент интерактивности в образовательный процесс. В статье анализируются возможности интеграции виртуальных музеев в образование, рассматриваются их преимущества и недостатки. Особое внимание уделяется методам и формам организации внеурочной деятельности, направленной на углубление знаний учащихся, развитие их критического мышления и способности к самостоятельному исследованию. Приводятся примеры успешных практик использования виртуальных музеев в образовательных учреждениях, доказывается положительное влияние данной методики на учебную мотивацию и успеваемость школьников. Кроме того, в статье обсуждаются вопросы подготовки педагогов к работе с виртуальными музеями, в том числе необходимость формирования у них цифровой компетентности и навыков проектной деятельности. Делается вывод о значимости использования виртуальных музеев как эффективного инструмента в организации внеурочной деятельности, способствующего формированию у учащихся устойчивого интереса к русскому языку и литературе, а также развитию их общей культурной эрудиции.

Ключевые слова: виртуальная среда, образовательный процесс, школьное образование, русский язык и литература, воспитание, внеурочная деятельность, образовательные возможности, социально-коммуникативное развитие.

Список источников:

  1. Аксенова И.А. Музей в современном виртуальном мире (на примере Музея Василия Аксёнова) // Вопросы музеологии. 2023. Т. 14, № 2. С. 268-274. URL: https://www.elibrary.ru/scwivb
  2. Вязинкин А.Ю. Философско-педагогический потенциал виртуальных музеев «мест памяти» // Манускрипт. 2020. Т. 13, № 5. С. 134-137. URL: https://www.elibrary.ru/odziim
  3. Горбунова А.С. Сравнение виртуальных музеев, существующих в реальности и музея только в цифровом пространстве // Молодые ученые – развитию Национальной технологической инициативы (ПОИСК). 2022. № 1. С. 937-939. URL: https://www.elibrary.ru/olvlun
  4. Дронова Н.А. Виртуальный музей как средство воспитания в школьной воспитательной среде // ЦИТИСЭ. 2021. № 1. C. 338-345. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.1.30
  5. Закирьянов К.З. Актуальные проблемы преподавания русского языка в общеобразовательной школе на современном этапе // Вестник Башкирского университета. 2020. Т. 25, №1. С. 114-122. URL: https://www.elibrary.ru/rgafod
  6. Зубова С.П. Формы организации внеурочной деятельности обучающихся по литературе // Интерактивная наука. 2023. № 1(77). С. 21-24. URL: https://www.elibrary.ru/ozmtmc
  7. Калдыбаева Д.О. Эффективность развития критического мышления на уроках литературы // Academic Research in Educational Sciences. 2023. № 4(3). С. 247–250. 
  8. Колобова Л.В. Дидактические стратегии развития учебной мотивации // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-2. С. 163-166. URL: https://www.elibrary.ru/kosfar
  9. Овчаренко Л.А. Роль виртуальных музеев в сохранении и популяризации культурного наследия // Теоретические и практические аспекты функционирования сферы туризма и гостеприимства в России и за рубежом. — М.: Перо, 2024. — С. 257-259. URL: https://www.elibrary.ru/whzjbr
  10. Смирнов И.А. Проектирование виртуального музея великого русского писателя Льва Николаевича Толстого в Казани // Гуманитарный трактат. 2019. № 46. С. 15-17. URL: https://www.elibrary.ru/pxavez
  11. Суший Т.С. Достоинства и недостатки виртуального музея в образовательном процессе // Научный старт-2024: Сборник статей аспирантов и магистрантов. — М.: ООО «Языки народов мира», 2024. — С. 283-286. URL: https://www.elibrary.ru/dupprb
  12. Суший Т.С. Технология «виртуальный музей» в обучении иностранным языкам // Научный старт-2022: Сборник статей магистрантов и аспирантов. — М.: ООО «Языки Народов Мира», 2022. — С. 252-255. URL: https://www.elibrary.ru/hznjyk
  13. Daniela L. Virtual Museums as Learning Agents // Sustainability. 2020. Vol. 12 . 2698. DOI: 10.3390/su12072698
  14. Guay F. Student Motivation and Associated Outcomes: A Meta-Analysis from Self-Determination Theory // Perspectives on Psychological Science. 2020. Vol. 16(6). P. 1300-1323. DOI: 10.1177/1745691620966789
  15. Güler B., Cengiz E. Students’ Opinions on the Use of Virtual Museums in Science Teaching // Research on Education and Psychology. 2023. Vol. 7. P. 55-73. DOI: 10.54535/rep.1254989
  16. Utkugün C. Virtual Museums from the Perspective of Social Studies Pre-service Teachers // International Journal of Psychology and Educational Studies. 2022. Vol. 9. P. 1069-1084. DOI: 10.52380/ijpes.2022.9.4.831

Библиографическая ссылка: Дронова Н.А. Внеурочная деятельность в предметной области русский язык и литература с использованием средств виртуального музея // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 7-18.