Резник А.В.
ОБОГАЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКИМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ
УДК 378
Резник А.В.1 (Луганск, Россия) — anja.reznik@mail.ru
1Луганский государственный педагогический университет
Аннотация. В статье представлены основные негативные тенденции, происходящие в современном обществе, что в целом свидетельствует о наличии духовного кризиса. Акцентируется внимание на важности духовно-нравственного развития и становления личности как одного из важнейших способов преодоления духовного кризиса. Подчеркивается значимость духовно-нравственного развития педагога дошкольного образования – первого профессионального воспитателя в жизни ребенка, одной из задач которого является приобщение его к духовной культуре человечества, формирование нравственных знаний, ценностей, чувств и поведения. Целью исследования является выявление сущности и особенностей процесса духовно-нравственного развития педагога, ряда профессионально-личностных качеств и характеристик как результат этого процесса на основе анализа классического педагогического наследия. С целью повышения эффективности духовно-нравственного развития предложено использование в образовательном процессе при подготовке педагогов направления «Дошкольное образование» потенциала театральной педагогики с применением разнообразных педагогических форм и методов, способствующих повышению не только актерского мастерства, но и приданию профессиональной подготовке духовно-нравственной направленности. Акцентировано внимание на особенностях деятельности театральной студии «Свет души», функционирующей при кафедре дошкольного образования ФГБОУ ВО «ЛГПУ». Приведен ряд театрализованных постановок, созданных на основе литературных произведений, научных и религиозных текстов, несущих в себе духовно-нравственные ценности. Результаты проведенного исследования могут быть полезны для использования в процессе профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования и для повышения профессиональной компетентности практикующих педагогов.
Ключевые слова: классическое педагогическое наследие, студент, будущий педагог дошкольного образования, духовно-нравственное развитие, театральная педагогика, театрализованная деятельность.
Список источников:
- Адельмурзина И.Ф., Латыпова З.Б., Назмеева И.В. [и др.] Интеграция медиаобразования в уроки географии в современной школе // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С. 238–249. DOI: 10.15350/2409- 7616.2022.4.23.
- Джиоева Г.Х., Ортабаева Ф.Х. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами литературно-художественного творчества // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.199–207. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.19
- Джиоева Г.Х., Цаллагова З.Б. Влияние интернетзависимости подростков на социальную ситуацию их развития // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 147–154. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.14
- Егорычев А.М., Кононяко Н.С. Необходимость развития деонтологической культуры педагогов дошкольной образовательной организации // ЦИТИСЭ. 2021. № 2. С.241–250. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.2.24
- Иванов А.В. Особенности духовно-нравственного и патриотического воспитания в России // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 16–27. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.1.02
- Кандыбович С.Л., Разина Т.В. Особенности социализации молодежи в условиях современной цифровой среды // Мировые цивилизации. 2019. № 3–4. С. 23–28. URL: https://www.elibrary.ru/vzomkj
- Колбышева С.И. Педагогика искусства: психологический аспект // Человек. Культура. Образование. 2019. № 2(32). С. 213-223. URL: https://www.elibrary.ru/yoxmwl
- Ломов С.П., Кошаев В.Б., Сокольникова Н.М. Системность и факторы педагогики искусства в художественно-графическом образовании // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.315–326. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.30
- Мартынова М.Д. Влияние цифровой реальности на состояние ценностного мира студенческой молодежи // ЦИТИСЭ. 2023. № 3. C. 251–260. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.3.21
- Педагогика и искусство в современной культуре: науч. и науч. — метод. ст. по матер. четвертой всеросс. пед. конф. «Педагогика и искусство в современной культуре». — Санкт-Петербург: КультИнформПресс, 2021. — 215 с.
- Федосеева И.А., Поминова О.Л. Парадигмальные изменения семейных ценностей в эпоху глобализации // ЦИТИСЭ. 2022. № 1. С.321–330. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.1.28
- Чеботарева И.В., Бибик Е.Ю. Особенности формирования культуры здоровья семьи в процессе подготовки студенческой молодежи к семейной жизни // Педагогические исследования. 2022. № 4. С. 96–114. URL: https://www.elibrary.ru/qrkmcw
- Чеботарева И.В. Формирование традиционных семейных ценностей у младших школьников средствами художественной литературы // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 407–417 URL: https://www.elibrary.ru/bebnur
- Чеботарева И.В. Использование педагогического потенциала сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в процессе профессионального и духовнонравственного развития и становления будущих педагогов дошкольного образования // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2024. № 1 (61). С. 7–15. DOI: 10.24412/2079-9152-2024-61-7-15
- Mardakhaev L.V., Egorychev A.M., Sizikova V.V. Deontological culture of social sphere specialists and the need for its formation // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9, Issue 11. P. 1781–1788. URL: https://www.elibrary.ru/puaxty
Библиографическая ссылка: Резник А.В. Обогащение содержания процесса духовно-нравственного развития будущих педагогов дошкольного образования классическим педагогическим наследием // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. C. 142-152.