Жукова В.А.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 372.881.111.1
Жукова В.А.1 (Москва, Россия) — va.zhukova@mpgu.su
1Московский педагогический государственный университет
Аннотация. В статье рассматриваются образовательные платформы, исследуется их роль в современном учебно-воспитательном процессе через сравнительный анализ. Описывается понятие образовательной онлайн-платформы, виды и преимущества использования в образовательном процессе. Установлено, что перед образовательными учреждениями на данный момент стоит задача развития образовательной инфраструктуры и способов подачи материала, включая внедрение и эффективное использование цифровых технологий. Приводится описание современных платформ Якласс, Google class, Универсариум, Eduson, Skillspace, Blackboard, Moodle, позволяющих значительно повысить и усовершенствовать эффективность образовательного процесса как очного, так и дистанционного обучения. Автором рассматриваются технические и дидактические возможности платформ, а именно доступ к платформе для преподавателей и студентов, хранение личной информации и создание профиля, возможности платформы по количественной организации учебного пространства, слушатели курса (школьники, студенты высшего учебного заведения или слушатели программ дополнительного образования, каналы взаимодействия преподавателя со слушателями и наличие мобильного приложения. Также были исследованы форматы тестирования, предлагаемые платформой для создания контроля прохождения курса, возможности обратной связи и организации различных форм работ (индивидуальной, парной, групповой), форматы материалов, которые может разместить преподаватель на платформе. Автором найдены схожести инструментов, а также уникальные инструменты, предлагаемые отдельными образовательными онлайн-ресурсами. Выделены наиболее используемые платформы на отечественном образовательном рынке. В статье определяются функции и стратегии, которые необходимо интегрировать в российские платформы для поддержки и расширения учебной нагрузки учебных заведений. Сделан вывод о необходимости внедрения образовательных платформ в современный учебно-воспитательный процесс и необходимости модернизации системы платформ для создания преемственности школьно-университетского обучения и создания единого образовательного пространства.
Ключевые слова: образование, образовательная платформа, дистанционное образование, образовательное пространство.
Список источников:
- Анализ образовательных платформ в обучении // Ceteris paribus. 2022. № 4. С. 65-67. URL: https://www.elibrary.ru/kazlwq
- Башлинская Ф. Использование программ Microsoft teams и Blackboard в высших образовательных учреждениях // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2022. №82. URL: https://www.elibrary.ru/fpsafo
- Болтенко А.П. Особенности применения образовательного портала «ЯКласс» в процессе обучения // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. – Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2019. — С. 106–109. URL: https://elibrary.ru/vfnjoz
- Борисейко В.А. Возможности открытой цифровой образовательной среды в условиях организации обучения в общеобразовательной школе // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 2. URL: https://www.elibrary.ru/yqzqwd
- Боуэн У.Г. Высшее образование в цифровую эпоху / У.Г. Боуэн, К.Э. Лэк, К.М. Гатри, перевод с английского Дмитрий Кралечкин. — Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2018. — 222 с. ISBN: 978-5-7598-1518-1
- Гиматдинова Г.Н. Возможности использования онлайн-сервиса «ЯКласс» для формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов // Концепт. 2020. № 8. С. 87-99. URL: https://www.elibrary.ru/giwwhz
- Горюнова М.А., Лебедева М.Б. Мобильное обучение в контексте реализации ФГОС // Человек и образование. 2016. №4 (49). URL: https://www.elibrary.ru/ytdmlg
- Анализ электронных образовательных платформ Российских ВУЗов // Вестник КазГУКИ. 2022. №3. C. 95-99(URL: https://elibrary.ru/uaxcei а
- Информационная образовательная платформа вуза // StudNet. 2020. № 8. С. 308-312. URL: https://elibrary.ru/giwwhz
- Новые модели проектирования уроков химии с использованием Интернет-ресурсов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3(82). С. 211-214. URL: https://elibrary.ru/mzhvcb
- Ильина В.Ю., Кукушкин Ю.М. Платформа дистанционного обучения в вузе: альтернативы Moodle и другим зарубежным СДО // Современная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы: Материалы VII Междунар. науч. конгр. — Симферополь: Ариал, 2022. — С. 414–419. URL: https://www.elibrary.ru/gxkaec
- Использование электронно-образовательного ресурса в образовательном процессе высшей школы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 2(20). С. 157-163. URL: https://elibrary.ru/yuuhkr
- Важные аспекты использования интерактивных образовательных платформ // Universum: технические науки. 2023. № 5-1(110). С. 41-43. URL: https://elibrary.ru/efioxw
- Кириллов Ю.И., Закирова А.Р. Инновационные технологии в учебном процессе УРГУПС // Инновационный транспорт. 2014. №2 (12). С. 65-70. URL: https://elibrary.ru/sbnzed
- Некоторые аспекты использования образовательных онлайн-платформ в реализации дистанционного обучения в вузе // Инновационная наука. 2023. № 10-1. С. 82-86. URL: https://elibrary.ru/snbprx
- Менциев А.У., Даулетукаева К.Д. МООК как новый инструмент дистанционного образования: педагогическая основа МООК, проблемы и ограничения // ЦИТИСЭ. 2019. № 2 (19). С. 33. URL: https://elibrary.ru/haidyo
- Монахова Г.А., Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. Микрообучение как феномен цифровой трансформации образования // Образование и право. 2020. №6. URL: https://www.elibrary.ru/apatgg
- Диагностика регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в школьном технологическом образовании // Концепт. 2020. № 4. С. 23-32. URL: https://elibrary.ru/xgxdce
- Плотникова Л.А. Развитие готовности педагогов к использованию смарт-технологий в процессе обучения: диссертация … кандидата пед. наук: 13.00.18 / Плотникова Луиза Альбертовна. – Казань, 2022. – 193с. URL: https://www.elibrary.ru/wnksqh
- Самерханова Э.К., Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. – Н. Новгород: Мининский университет, 2020. – 50 с. ISBN 978-5-85219-694-1.
- Слепцова М.В. Педагогическая концепция организации электронного обучения в вузе: диссертация … доктора пед. наук: 13.00.08 / Слепцова Марина Викторовна. — Москва, 2021. – 387 с. URL : https://www.elibrary.ru/hsueqc
- Процукович Е. А. Опыт использования образовательной платформы Moodle в вузе // The Scientific Heritage. 2020. № 51-4. С. 46-47. URL: https://elibrary.ru/jtocio
- Усманова С.Ф., Холина Н.Н. Роли домашнего задания в учебном процессе // Интерактивная наука. 2020. №2 С. 48-52. URL: https://elibrary.ru/rdorgr
- Online educational platforms: types and benefits they provide // Technology. 2023. No. 1. Р. 12-17.
Библиографическая ссылка: Жукова В.А. Сравнительный анализ образовательных платформ в системе образования // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. C. 123-141.