ISSN 2409-7616

Бизяева Н.В.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371

Бизяева Н.В.1 (Москва, Россия) — bizyaeva1058@mail.ru

1Школа № 2097

Аннотация. В статье представлены этапы исторического развития понятия «математическая грамотность» в отечественной системе образования. В исследовании разработана периодизация трансформации (эволюции) понятия «грамотность» в педагогической теории и практике в различные исторические периоды становления Российской государственности. В статье показано, как расширялось понятие «грамотность» до понятия «функциональная грамотность», которую можно рассматривать в качестве основы развития компетентности» в связи с ростом требований общества к развитию человека в современном мире. В современной педагогике функциональная грамотность рассматривается как основа для развития компетентности. Одним из её видов является математическая грамотность.  Математическую грамотность можно рассматривать как способность человека определять и понимать роль математики с точки зрения процессов глобализации, а также использовать математику для удовлетворения своих потребностей в настоящем и будущем в современном изменяющемся мире. В определении «математической грамотности» основной акцент сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, которая позволяет свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Для этого явно необходимо иметь значительный объем математических знаний и умений, которые не сводятся к знанию математических фактов, терминологии, стандартных методов и умению выполнять стандартные действия и использовать определённые методы. В этой связи становится актуальным вопрос становления понятия «математическая грамотность» в отечественной педагогике, поскольку в разные исторические эпохи в содержание исследуемого понятия вносилось различное содержание.

Ключевые слова: грамотность, математическая грамотность, компетентность, функциональная грамотность, периодизация, историческое развитие, отечественная система образования.

Список источников:

  1. Андронов И.К. Полвека развития школьного математического образования в СССР. — М.: Просвещение, 1967. — 180 с.
  2. Бизяева Н.В. Роль и место математической грамотности младших школьников в системе учебно-исследовательской деятельности современной школы // ЦИТИСЭ. 2020. № 4(26). С. 7-16. DOI: 10.15350/2409-7616.2020.4.01
  3. Бизяева Н.В., Константинова Н.Д. Формирование функционально грамотной личности в системе обучения «Родному слову» К.Д. Ушинского // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 4(177). С. 20-25. URL: https://www.elibrary.ru/detumw
  4. Богуславский М.В. Педагогический дискурс Л.Ф. Магницкого (к 350-летию со дня рождения) // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 3 (51). С. 60-73. URL: https://www.elibrary.ru/zglohz
  5. Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России. — М.; Л.: Гостехиздат, 1946. — 247 с.
  6. Денисов А.П. Леонтий Филиппович Магницкий, 1669-1739. — М.: Просвещение, 1967. — 144 с.
  7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учеб. пособие / под ред. А.И. Пискунова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с. ISBN 5-89144-142-Х
  8. Калинина С.В. История отечественного образования VIII – начало XX вв: учебное пособие: хрестоматия / С.В. Калинина, В.В. Каширина. — Омск: Изд-во ОмГПУ,  2000. — 407 с. ISBN          5826801336
  9. Ланков А.В. К истории развития передовых идей в русской методике математики. — М.: Просвещение, 1951. — 151 с.
  10. Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. — Москва: АСТ, 2014. — 639 с.
  11. Третьякова Т.В. Мониторинг результатов ЕГЭ по математике и его использование в регионе и в образовательном учреждении // Вопросы образования. 2007. №2. С. 188-200. URL: https://www.elibrary.ru/icbqfr
  12. Штокало И.З. История математического образования в СССР. — Киев: Наукова думка, 1975. — 383 с.
  13. Фролова П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). С. 179-185. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2016.23.179
  14. ЮНЕСКО. Генеральная конференция. Сессия (1958;10; Париж). / UNESCO. Генеральная конференция. Десятая сессия. — Париж: [б. и.], 1958.
  15. Юшкевич А.П. История математики в России до 1917 года. — М.: Наука, 1968. —  592 с.
  16. Яровая Е.А. Комплексный подход к формированию математической и естественнонаучной грамотности обучающихся основной школы // Вестник педагогических инноваций. 2021. № 3 (63). С. 35-53. DOI: 10.15293/1812-9463.2103.04
  17. Ярошенко Н.Н. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в контексте российской культуры: опыт междисциплинарного исследования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 5 (115). С. 132-143. DOI: 10.24412/1997-0803-2023-5115-132-143

Библиографическая ссылка: Бизяева Н.В. Историческое развитие понятия «математическая грамотность» в отечественной системе образования // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. C. 49-56.