ISSN 2409-7616

Соколова Е.В.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.1

Соколова Е.В.1 (Москва, Россия) — Zheniott.spb@yandex.ru

1Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

Аннотация. В статье дан теоретический обзор по проблеме профессионального выгорания педагогов, а также представлены результаты опроса, проведенного среди преподавателей различных направлений высшей школы. Основной целью опроса было установить, сталкивались ли респонденты с эмоциональным выгоранием за время профессиональной деятельности, выявить потенциальные причины его возникновения, а также определить возможные способы самостоятельного противостояния профессиональному выгоранию и внешние факторы, способствующие решению данной проблемы. Для этого был проведен онлайн-опрос с помощью специально разработанной анкеты. Исследование показало, что бОльшая часть опрошенных сталкивалась с эмоциональным выгоранием, основной причиной которого являлось разочарование. Наиболее часто упоминаемыми методами самостоятельной борьбы с выгоранием стало обращение за различными видами психолого-медицинской помощи, а также наличие свободного времени и привнесение в него разнообразия. Среди внешних факторов в данном исследовании наибольшее предпочтение было отдано методам финансового стимулирования профессиональной деятельности и поддержке родных и близких. Также важная роль была отведена собственной силе воли и здравому подходу к ситуации. Размышления авторов относительно полученных результатов и способов организации как превентивной помощи, так и помощи педагогам, уже столкнувшимся с проблемой профессионального выгорания, представлены в разделах «анализ изложенных результатов» и «заключение».

Ключевые слова: профессиональное выгорание педагога, помогающие профессии, педагогическая мотивация, синдром эмоционального выгорания.

Список источников:

  1. Антоненко Н.А. Индивидуальная психотерапия как эффективный способ профилактики эмоционального выгорания педагогов аэрокосмического колледжа // Решетневские чтения. 2017. Т. 2. С. 658-659. URL: https://www.elibrary.ru/ylzdbi
  2. Гончар Н.Н., Торгованова О.Н., Шабанова А.Е. Эмоциональное выгорание преподавателей иностранного языка // Интернет-журнал E-Scio. 2023. № 5 (80). С. 254-260. URL: https://elibrary.ru/tmqfma
  3. Гунзунова Б.А. Психокоррекция эмоционального выгорания и развитие навыков саморегуляции у педагогов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 76-80. DOI: 10.21603/2078-8975-2016-2-76-80
  4. Желдоченко Л.Д., Гирина Н.В. Коучинг-технологии в профилактике эмоционального выгорания // Интернет-журнал Мир науки. 2017. Т. 5, № 6. URL: https://www.elibrary.ru/yrrurc
  5. Каравашкина Р.И., Гуро-Фролова Ю.Р., Федотова Е.М. Снижение последствий влияния синдрома эмоционального выгорания на результативность работы преподавателя вуза в целом // Экономика труда. 2022. № 9. С. 1453-1472. DOI: 10.18334/et.9.9.116207
  6. Никулина И.В. Профессиональное выгорание преподавателей вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. № 3 (90). С. 32-37. DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-90-32-37
  7. Овчинникова Л.А. Специфика применения арт-терапии в комплексном психологическом сопровождении проблем эмоционального выгорания педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 2 (27). С. 370-374. DOI:  10.26140/anip-2019-0802-0083
  8. Сафукова Н.Н. Эмоциональное выгорание учителей с различными типами экономического самоопределения // Проблемы современного образования. 2019. № 3. С. 43-50. URL: https://elibrary.ru/mbpvha
  9. Сидаш М.Д. Нематериальные стимулы мотивации педагогов // Вестник науки. 2023. №4 (61). С. 158-163. URL: https://www.elibrary.ru/ftgqgu
  10. Словцова М.М. Распространенность синдрома эмоционального выгорания среди представителей профессий «человек-человек» // Вестник магистратуры. 2022. № 12-6 (135). С. 163-167. URL: https://elibrary.ru/jahhpc
  11. Смирнова Е.С., Ивутина Е.П. Ценностные ориентации как фактор эмоционального выгорания (на примере педагогических работников) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 11. С. 97-104.  
  12. Соколова Е.В. Мотивирующие и демотивирующие факторы в профессиональной деятельности педагога // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 64-73.
  13. Ширманова Е.Б. Мотивация деятельности педагогов, как фактор повышения эффективности деятельности образовательного учреждения // Бюллетень науки и практики. 2021. № 3. С. 312-318. DOI: 10.33619/2414-2948/64/39
  14. Antoniou A., Ploumpi A., Ntalla M. Occupational Stress and Professional Burnout in Teachers of Primary and Secondary Education: The Role of Coping Strategies // Psychology. 2013. Vol. 4. P. 349-355. DOI: 10.4236/psych.2013.43A051
  15. Arvidsson I., Leo U., Larsson A [et al.] Burnout among school teachers: quantitative and qualitative results from a follow-up study in southern Sweden // BMC Public Health. 2019. Vol 19 (655). DOI: 10.1186/s12889-019-6972-1
  16. Azzopardi L.M. Educators’ experiences of managing workplace stress and burnout in a post-secondary vocational institution // MCAST Journal of Applied Research & Practice. 2022. Vol.6. No. 2. P. 29-53. DOI:10.5604/01.3001.0015.9129
  17. De Heus P., Diekstra R. F. W. Do Teachers Burn Out More Easily? A Comparison
    of Teachers with Other Social Professions on Work Stress and Burnout Symptoms // Chapter in Understanding and Preventing Teacher Burnout. A Sourcebook of International Research and Practice. — Cambridge: Cambridge University Press, 1999. — P. 269 — 284. DOI: 10.1017/CBO9780511527784.019
  18. Madigan D.J., Kim L.E. Does teacher burnout affect students? A systematic review of its association with academic achievement and student-reported outcomes // International Journal of Educational Research. 2020. Vol. 105 (2). 101714. DOI: 10.1016/j.ijer.2020.101714
  19. Peterson P.K., Baule S.M. Preventing Burnout Among Early Career Teachers // AASA Journal of Scholarship and Practice. 2023. Vol. 20. No. 3. P. 18-27.

Библиографическая ссылка: Соколова Е.В. Профессиональное выгорание педагогов высшей школы // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. C. 40-48.