Тавасиева А.Г., Парсиева Л.К.
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В МЕЖЭТНИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
УДК 371
Тавасиева А.Г.1 (Владикавказ, Россия) — alsigur@mail.ru; Парсиева Л.К.1 (Владикавказ, Россия) — kesaevz@bk.ru
1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы этнокультурной компетентности на основе анализа, систематизации и обобщения достаточно большого объема научных работ по данной проблеме. Этнокультурная компетентность, которая может проявляться и объективно оцениваться только в процессе этнокультурной деятельности, в статье рассматривается в качестве значимого механизма эффективного взаимодействия представителей различных национальностей. Само понятие «этнокультурная компетентность» имеет множество определений. Анализ и обобщение этих определений позволили авторам определить этнокультурную компетентность как совокупность знаний и навыков успешного использования исторических предпосылок становления и развития культуры, как своего, так и других этносов, эффективного межнационального взаимодействия, а также в решения многих социально-значимых задач в условиях поликультурного пространства; интегральных качеств личности, определяющих ее способность решать профессиональные вопросы с учетом ценностей народной культуры, а также сохранением национальной самоидентификации и этнокультурного равноправного сообщества. Авторами статьи выдвигается тезис о том, что формирование у обучающихся способности к межэтническому и межкультурному взаимодействию возможно на основе повышения их познавательной активности в области решения социально-значимых этнокультурных задач. Это даст возможность людям разрабатывать и пользоваться адекватными моделями поведения в поликультурном обществе, придавать этнокультурной деятельности личностно-гуманитарную направленность, демонстрировать свое поведение при возможном межкультурном общении, которое имеет особую значимость в системе среднего профессионального образования, адекватно реагировать на создавшиеся ситуации, создавать психологически благоприятную атмосферу гармонии и взаимного уважения, исключения неприязненных взаимоотношений, соблюдения морально-этических норм, системного восприятия этнокультурной реальности.
Ключевые слова: воспитание, среднее профессиональное образование, этнокультурная компетентность, межэтническое взаимодействие, поликультурная среда.
Список источников:
- Алиева Б.Ш., Амиралиева У.А. Этнокультурная компетентность как условие формирования межэтнической интеграции в этнокультурной среде // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. 2013. № 4. С. 25-30. URL: https://www.elibrary.ru/rtuhzb
- Алипханова Ф.Н. Этнокультурная компетентность как компонент профессиональной готовности педагога // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2009. № 3 (8). С. 21-25. URL: https://www.elibrary.ru/kzdkub
- Береза Н.А. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в условиях образовательной организации // ЦИТИСЭ. 2020. № 1 (23). С. 300-311. DOI: 10.15350/24097616.2020.1.28
- Гикис С.Н., Кичева И.В. Этнокультурная компетентность в системе воспитания общей культуры старших школьников // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 1 (2). С. 414-417. URL: https://www.elibrary.ru/ucvrkt
- Гузаирова Е.А. Компетентностный подход – новый подход к повышению качества образования // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2007. № 2 (8). С. 189-192. URL: https://www.elibrary.ru/lilgjr
- Закуракина А.А. Этнокультурная компетентность подростков и ее развитие // Международный научный студенческий журнал. 2023. № 16. С. 139-142. URL: https://www.elibrary.ru/iwjdzd
- Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. 1999. — 342 с.
- Мальцева Л.В. Этнокультурная образованность молодого поколения // Матрица научного познания. 2019. № 6. С. 257-260. URL: https://www.elibrary.ru/ensvwd
- Моисеева И.А. Этнокультурная идентичность в современном мире: структура, динамика, актуальные формы // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 3. С. 138-142. URL: https://www.elibrary.ru/oyrrah
- Муслимова Г.С., Курманбекова А.С. Среднее и профессиональное образование: проблемы воспитания и обучения // Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана. 2022. № 1 (103). С. 33-42. DOI: 10.51883/20704046_2022_1_33
- Николашкина В.Е., Серобян В.А. Среднее профессиональное образование: анализ и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-4. С. 200-203. URL: https://www.elibrary.ru/ohylwn
- Радько С.Г. Компетентностный подход в процедурах управления трудовым потенциалом // Human Progress. 2021. Т. 7, № 1. С. 13. DOI: 10.34709/IM.171.13
- Толочек В.А. Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9, № 2. С. 123-137. DOI: 10.21638/spbu16.2019.202
- Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями от 15 января 2024 г.). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70284810/ (Дата обращения: 10.06.2024)
- Ульянова И.Е. Диалог культур и этнокультурная компетентность // Ямальский вестник. 2018. № 1 (11). С. 22-25. URL: https://www.elibrary.ru/yxkmaq
- Утегенова Г.Ж., Базарбекова Н.Ш., Есболаева И.А. Этнокультурная компетентность // Новая наука: психолого-педагогический подход. 2017. № 1. С. 102-103. URL: https://www.elibrary.ru/yhdypb
Библиографическая ссылка: Тавасиева А.Г., Парсиева Л.К. Этнокультурная компетентность в межэтническом взаимодействии обучающихся СПО // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. C. 7-14.