Шихваргер Ю.Г.
РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
УДК 378:330
Шихваргер Ю.Г.1 (Новосибирск, Россия) — yg171@mail.ru
1Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена важностью практических и научных задач, стоящих перед системой высшего образования, заключающихся в формировании финансовой грамотности населения, в том числе преподавателей и студентов педагогических вузов. Будущие учителя должны владеть основами финансовой грамотности на двух уровнях – бытовом и профессиональном. Придя в различные образовательные учреждения, в т.ч. в систему подготовки и переподготовки (повышения квалификации), систему дополнительного образования, учителя разных направлений могут столкнуться с задачей подготовки обучающихся по данному направлению. Уже несколько лет система высшего образования является составным элементом механизма развития финансовой грамотности в России. В частности, ведется предмет финансово-экономический практикум, решающий данную задачу. Цель работы — поиск путей формирования компетенций, необходимых для обучения финансовой грамотности студентов педагогических вузов. В качестве педагогических условий можно выделить: организацию подготовки по финансовой грамотности студентов, разработку учебно-методических материалов, позволяющих освоить необходимые, в первую очередь, общекультурные компетенции, которые требуются учителям для осуществления будущей профессиональной деятельности. Данные компетенции содействуют овладению методикой ее преподавания в образовательных учреждениях. Разработанные учебно-методические материалы включают элементы новизны исследования. Экспериментальной базой исследования являлся ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет. Методы исследования: изучение и обобщение источников информации, наблюдение, сравнительный анализ. В работе проанализированы понятие и роль финансовой грамотности, ее место в подготовке студентов педагогического вуза, модель ее формирования, разработаны учебно-методические материалы, способствующие формированию общепрофессиональных и профессиональных компетенцией студентов. Созданные материалы могут быть применены в образовательных учреждениях системы высшего образования.
Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, рабочая программа, финансовая грамотность, общепрофессиональные компетенции, студенты.
Список источников:
- Choudhary H., Jain H. Addressing financial exclusion through financial literacy training programs: a systematic literature review //
Empirical Research in Vocational Education and Training. 2023. Vol. 15, No. 1. P. 8. DOI: 10.1186/s40461-023-00147-9 - De Los Santos-Gutiérrez A., Molchanova V.S., González-Fernandez R. [et al.] Financial literacy, savings culture and millennials students behavior towards retirement // European Journal of Contemporary Education. 2022. Vol. 11, No. 2. P. 491-503. DOI: 10.13187/ejced.2022.2.491
- Méndez Prado S.M., Chiluiza K., Everaert P. [et al.]
Design and evaluation among young adults of a financial literacy scale focused on key financial decisions // Education Sciences. 2022. Vol. 12. P. 460. DOI: 10.3390/educsci12070460. - Ramos-Hernández J.J., García-Santillán A., Molchanova V.
Financial literacy level on college students: a comparative descriptive analysis between Mexico AND Colombia // European Journal of Contemporary Education. 2020. Vol. 9, No. 1. P. 126-144. DOI: 10.13187/ejced.2020.1.126 - Rudeloff M. The influence of informal learning opportunities on adolescents’ financial literacy // Empirical Research in Vocational Education and Training. 2019. Vol. 11, No.1. P. 1-17. DOI: 10.1186/s40461-019-0086-y
- Tejada-Peña E., Molchanova V.S., García-Santillán A. Financial literacy on college students in the context of Tuxtepec, OAX // European Journal of Contemporary Education. 2023. Vol. 12, No. 1. P. 221-229. DOI: 10.13187/ejced.2023.1.221
- Андрианова Е.В., Черноудова М.Г. Финансовая грамотность как проекция для внедрения и реализации собственных образовательных стандартов в вузе
// Эпомен. 2021. № 54. С. 95-104. URL: https://www.elibrary.ru/pjpkpl - Горбунова М., Смирнова Е., Ражнова А. Матрица финансовых компетенций как инструмент внедрения финансовой грамотности в образовательный процесс
// Банковский вестник. 2024. № 1 (726). С. 46-52. URL: https://www.elibrary.ru/ioyqdl - Гречина И.В., Юдина В.С., Мелентьева О.В. [и др.] Финансовая грамотность как фундамент эффективного потребления финансовых услуг // Прогрессивная экономика. 2023. № 12. С. 66-84. URL: https://www.elibrary.ru/tcpxuu
- Гуляева М.А. Комплексный подход к формированию финансовой грамотности студентов профессиональных образовательных организаций // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 11-20. URL: https://www.elibrary.ru/fqggma
- Еремина О.И., Морозова Г.В., Семенов М.А. Финансовая грамотность населения республики мордовия: оценка и направления повышения // Управленческий учет. 2023. № 12. С. 192-199. URL: https://www.elibrary.ru/trmoko
- Каменец Н.В., Сидоров К.С. Исследование финансовой грамотности обучающихся вузов // Перспективы науки. 2022. № 4 (151). С. 186-188. URL: https://www.elibrary.ru/vgecta
- Каменских Н.А., Солдатова Н.Г. Методические подходы к формированию финансовой грамотности инструментами теории игр // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 35-41. URL: https://www.elibrary.ru/rhlzke
- Лаврентьева О.Н., Толстель М.С. Стратегия повышения финансовой грамотности в российской федерации: концептуальные основы оценки и реализации
// Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 3-1 (141). С. 67-72. URL: https://www.elibrary.ru/ctkljq - Лунева Ю.В., Наплёкова Т.К. Формирование компетенций финансовой грамотности школьников и студентов в рамках всероссийского чемпионата по финансовой грамотности // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2022. № 4 (79). С. 113-118. URL: https://www.elibrary.ru/fyemng
- Маслов Ю.Н., Мамий С.А. Факторы, влияющие на финансовую грамотность студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 4-4 (67). С. 92-94. URL: https://www.elibrary.ru/zkujna
- Муллер О.Ю., Рассказова Н.В. Педагогические условия развития финансовой грамотности будущих педагогов в вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2022. Т. 21. № 3. С. 82-88. URL: https://www.elibrary.ru/uvkmjn
- Рошко Е.П. Обзор зарубежных и отечественных программ по повышению финансовой грамотности школьников // Про-ДОД. 2022. № 3 (39). С. 36-43. URL: https://www.elibrary.ru/xyvhiq
- Рязанова О.А. Роль и место финансовой грамотности населения в обеспечении финансовой безопасности личности // Вестник Академии. 2023. № 4. С. 134-141. URL: https://www.elibrary.ru/xaegpr
- Солдатенко К.Ю., Карпова С.И.,Козырев М.Д. Проектирование процесса формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников при обучении иностранному языку// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. №: 3-2. С. 51-57. URL: https://www.elibrary.ru/iqozgo
Библиографическая ссылка: Шихваргер Ю.Г. Разработка учебно-методического обеспечения для реализации рабочей программы дисциплины для развития общепрофессиональных компетенций применительно к финансовой грамотности // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 554-567.