Бочарова Т.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АППАРАТА НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГНОЗА ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
УДК 378:004.94
Бочарова Т.А.1 (Хабаровск, Россия) — kitaal@yandex.ru
1Тихоокеанский государственный университет
Аннотация. Количество выпускников государственных вузов, трудоустраивающихся по специальности или в смежных областях, является показателем эффективности расходования бюджетных средств, затрачиваемых на их обучение. Сложная социальная система российского рынка труда, изменяемая под влиянием множества факторов, стабильно демонстрирует высокий процент специалистов, занятых в областях, не соответствующих профилю их подготовки. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики профессиональная деятельность практически каждого третьего молодого специалиста (31 %) не связана с полученной специальностью. Влияние на формирование профессиональной идентичности молодежи оказывают недостаточное осознание ими своих профессиональных интересов и склонностей, несоответствие между ожиданиями от будущей профессии и реальностью, профориентационная работа, направленная на выявление областей, к которым у будущего специалиста есть склонности или способности, и не учитывающая его интересов и увлечений, моральных ценностей. Таким образом, проблемы профессиональной самоидентификации российской молодежи требуют комплексного подхода к их решению. Построение модели мотивационного прогноза выбора будущей профессии, характеризующей осознанность абитуриентов на этапе поступления, с помощью аппарата нейронных сетей может помочь в установлении связей между мотивационными факторами выбора специальности и желанием профессионально реализоваться в ее предметной области. Статья посвящена решению задачи типологизации социального поведения респондентов в ситуации конкретного выбора будущей профессии. В качестве инструментального средства обработки данных использована нейронная сеть типа многослойный персептрон с одним скрытым слоем, обученная с помощью метода обратного распространения ошибки. Решение представлено в виде средства визуализации, определяющего (формирующего прогноз) на основании имеющихся ответов на ряд вопросов результат принадлежности конкретного человека к определенной группе со значением средней погрешности 0,006. Предложенная модель может быть использована в качестве дополнительного инструмента для оценки осознанности принимаемого решения о выборе будущей профессии.
Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, моделирование, прогнозирование, нейронные сети, социальный прогноз, трудоустройство.
References:
- Shafranov-Kutsev G.F., Gulyaeva L.V. Professional self-determination as a leading factor in the development of competitive orientation and competitiveness of high school students. Integration of Education, 2019, vol. 23, no. 1(94), pp. 100–118. (In Russian). DOI: 10.15507/1991-9468.094.023.201901.100-118
- Bocharova T.A. Problems of continuity of specialized education at school and university. CITISE, 2023, no. 3(37), pp. 80–92. (In Russian). DOI: 10.15350/2409-7616.2023.3.07
- Kozyreva P. M., Smirnov A. I. Features and trends of professional self-identification in post-Soviet Russia. Sociological Journal, 2021, vol. 27, no. 1, pp. 28–51. (In Russian). DOI: 10.19181/socjour.2021.27.1.7843
- Golubova V.M., Batchaeva F.M. Social and psychological aspects of professional self-determination in modern society. Proc. Int. Symp. «Socio-psychological aspects of professional self-determination in modern society».Stavropol, Fabula Publ., 2018, pp. 182–183. (In Russian). URL: https://www.elibrary.ru/vkihqm
- Ivanova N.L. Professional identity of undergraduate students: problems of formation. Psychology of education, 2015, no. 12, pp. 16-27. (In Russian). URL: https://www.elibrary.ru/uymmqz
- Savinova A.V. Problems of forming the professional identity of graduates of technical universities. Proc. Int. Symp. «University science in modern conditions». Ulyanovsk, Ulyanovsk State Technical University Publ., 2019, pp. 57–61. (In Russian). URL: URL: https://www.elibrary.ru/msxepk
- Selivanova S.S. Formation of professional identity of students at a university: sociological analysis. Theory and practice of social development, 2020, no. 12 (154), pp. 25-28. DOI: 10.24158/tipor.2020.12.3
- Malakhov V.V., Smyshlyaeva L.G., Melentyeva A.N. Using big data in career guidance practices for schoolchildren for the medical profession. Perspectives of Science and Education, 2023, no. 6(66), pp. 516–531. (In Russian). URL: https://www.elibrary.ru/chlcqe
- Shobonov N.A., Bulaeva M.N., Zinovyeva S.A. Artificial intelligence in education. Problems of modern pedagogical education, 2023, no. 79-4, pp. 288–290. (In Russian). URL: https://www.elibrary.ru/iprjag
- Maron A.I. For graduates of which areas of training there is the greatest demand in the labor market in the regions of Russia. Proc. Int. Symp. «Science. Education. Regions». Moscow, Russian professorial meeting Publ., 2019, pp. 186–187. (In Russian). URL: https://www.elibrary.ru/vonhrg
- Bocharova T.A. Automation and intellectual analysis of sociological research data. Khabarovsk, Pacific State University Publ., 2021. 78 p. URL: https://www.elibrary.ru/xswcsa
- Tkachenko A.L., Lygin I.A., Kuznetsova V.I. Analysis and recommendations for choosing an analytical platform. Notes of a scientist, 2021, no. 7-1, pp. 51–54. (In Russian). URL: https://www.elibrary.ru/seekwj
- Leonidova G.V. Risks and opportunities for employment outside of one’s specialty (Based on regional monitoring materials). Problems of territorial development, 2023, vol. 27, no. 3, pp. 61–78. (In Russian). URL: https://www.elibrary.ru/ocgryz
- Fattakhov A.D. Problems of employment of students in the specialty. Science, students, education: current issues of modern research, Penza, Science and Enlightenment Publ., 2022, pp. 174–176. (In Russian). URL: https://www.elibrary.ru/ozqlrk
- Makarov K.N., Skorina T.A., Kisova A.E. Problems of employment in the specialty after graduation. Proc. Int. Symp. «Key positions and points of development of the economy and industry: science and practice». Lipetsk, Lipetsk State Technical University Publ., 2021, pp. 165–167. (In Russian). URL: https://www.elibrary.ru/psidpj
Библиографическая ссылка: Бочарова Т.А. Использование аппарата нейронных сетей для построения мотивационного прогноза выбора будущей профессии // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 506-517.