ISSN 2409-7616

Аришина Э.С., Лешер О.В., Логунова О.С., Гладышева М.М., Гаврилов О.Е.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

УДК 378

Аришина Э.С.1 (Белорецк, Россия) — arishina-elina@mail.ru; Лешер О.В.1 (Магнитогорск, Россия) — vlesher@rambler.ru; Логунова О.С.1 (Магнитогорск, Россия) — logunova66@mail.ru;Гладышева М.М.1 (Магнитогорск, Россия) — mar.ser.ksuh@gmail.com; Гаврилов О.Е.1 (Магнитогорск, Россия) — oleggavrilovavb@gmail.com

1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

Аннотация. В статье рассматривается решение проблемы диагностики развития аксиологического потенциала студентов университета с помощью программного обеспечения. Цель статьи – раскрыть особенности применения, содержание и функционирование программного обеспечения диагностики развития аксиологического потенциала студентов университета. В статье пошагово представлена диагностика развития аксиологического потенциала студентов университета, структурных компонентов и критериев: мотивационного, когнитивно-деятельностного, рефлексивно-оценочного и технологического. В основу программного обеспечения положена технология критериально-уровневого оценивания развития аксиологического потенциала студентов университета. В процессе реализации программного обеспечения определяются уровни развития аксиологического потенциала студентов университета, автоматизировано формируются и выдаются индивидуальные и групповые рекомендации студентам по развитию аксиологического потенциала в процессе профессиональной подготовки. Реализация развивающих аксиологический потенциал студентов рекомендаций происходит в учебной деятельности: познавательной, проектной, учебно-исследовательской. Применение преподавателем-исследователем программного обеспечения на практических занятиях дисциплин «Личностно-профессиональное саморазвитие», «Технология командообразования и саморазвития», «Технология профессионально-личностного саморазвития», «Социальное партнерство», «Продвижение научной продукции», «Проектная деятельность» организует самостоятельную внеаудиторную и аудиторную работу студентов, способствуя развитию аксиологического потенциала. Настоящее программное обеспечение поддерживает мониторинг и визуализацию диагностики развития аксиологического потенциала в целом, каждого компонента в отдельности, архивное хранение полученных данных и конфиденциальность информации. Программное обеспечение апробировано и внедрено в процесс профессиональной подготовки студентов Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова и его филиала в г. Белорецке. Программа ЭВМ «Диагностика развития аксиологического потенциала» методически и технологически обеспечивает экспериментальное исследование развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде университета.

Ключевые слова: аксиологический потенциал, студенты университета, программа ЭВМ, эксперимент, диагностика, мониторинг, визуализация, архив.

Список источников:

  1. Ахаян Т.К. Исследования аксиологических проблем воспитания учащихся (научная школа — материал к спецкурсу). — СПб.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1996. — 98 с.
  2. Ахаян А.А. Трехмерная виртуальная педагогическая студия как вариант организации образовательной среды // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2021. № 12. С. 3015. URL: https://elibrary.ru/ibvjfe
  3. Батракова И.С., Глубокова Е.Н., Писарева С.А. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 9–19. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19
  4. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Варламова Е.Ю. Социальный мир человека XXI века: универсальное, национальное, особенное // Философия права. 2023. № 1(104). С. 118-124. URL: https://elibrary.ru/dcrbxb
  5. Заир-Бек Е.С. Подготовка педагогов к конструированию образовательной среды методами педагогического дизайна // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2018. № 2. С. 2581. URL: https://elibrary.ru/xycglz
  6. Кирьякова А.В. Оренбургская ветвь научной школы аксиологии воспитания Т.К. Ахаян (к 100-летию со дня рождения) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 5(228). С. 6-16. URL: https://elibrary.ru/hjbjxd
  7. Лешер О.В. Развитие аксиологического потенциала студентов в информационно-образовательной среде университета / О. В. Лешер, Э. С. Аришина. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2021. — 155 с. ISBN 978-5-9967-2165-8.
  8. Мелекесов Г.А. Развитие аксиологического потенциала личности будущего учителя: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — Оренбург, 2003. — 419 с.
  9. Мосиенко Л.В. Ценностное самоопределение студентов в пространстве университетской молодежной субкультуры: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — Оренбург, 2012. — 514 с.
  10. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — Оренбург, 2007. — 430 с.
  11. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, № 3 (35). С. 281–288. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-3-281-288
  12. Полякова А.А. Теория и практика развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.01. — Оренбург, 2002. — 482 с.
  13. Яковлев С.В. Воспитание ценностных оснований личности: монография / С. В. Яковлев. 2-е изд., доп. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 148 с. ISBN 978-5-16-010217-7
  14. Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Диссертация как результат педагогического исследования: монография. Краснодар: Изд-во Краснодарского государственного института культуры, 2019. — 304 с.
  15. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2024660301 Российская Федерация. Диагностика развития аксиологического потенциала: № 2024619230: заявл. 27.04.2024: опубл. 03.05.2024 / Э. С. Аришина, О. В. Лешер, О. С. Логунова, М. М. Гладышева, О. Е. Гаврилов. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.

Библиографическая ссылка: Аришина Э.С., Лешер О.В., Логунова О.С., Гладышева М.М., Гаврилов О.Е. Программное обеспечение диагностики развития аксиологического потенциала студентов университета // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 461-477.