Тихомирова В.А., Шарочева М.А., Глушкова А.Ю.
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО
УДК 377.5
Тихомирова В.А.1 (Москва, Россия) — vatih72@mail.ru; Шарочева М.А.1 (Москва, Россия) — totorina_marina@mail.ru; Глушкова А.Ю.1 (Москва, Россия) — glushkova.sasha@mail.ru
1Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Аннотация. Современная система профессионального образования часто сталкивается с проблемой преобладания теоретического материала в процессе обучения над прикладными профессиональными навыками. Если специальные дисциплины изучаются только с помощью теоретических методов и приемов, то большая вероятность, что в дальнейшем учащиеся не смогут применить полученные знания на практике. Для решения данной проблемы в настоящее время активно рассматривается вопрос внедрения в образовательный процесс изучения специальных дисциплин кейс-технологий. В статье рассматриваются методические аспекты реализации кейс — технологии в практике обучения студентов СПО. Выявлено, что одним из наиболее эффективных методов достижения цели медицинского образования в качественной подготовке специалистов среднего звена исследователи называют кейс-технологию, целью которой является решение конкретных практических ситуациях, которые необходимо проанализировать, выявить проблему и решить ее заданных условиях. Отмечено, что образовательный эффект кейса в медицинском колледже позволяет применить полученные знания на практике, развивать умения, необходимые для решения жизненных ситуаций, развивать критическое, логическое мышление, повысить мотивацию и поиску новой информации, умение анализировать полученные данные, формировать понимание ответственности за принятое решение. К методическим особенностям применения кейс-технологии в медицинском колледже отнесены: формат знакомства и работы с кейсом, обобщения знаний, цели и задачи применения кейс-технологии, форма кейса, распределение ролей и четкое их содержание, выбор содержания, степень сложности, оформление результатов решения кейса и подведение итогов, определение уровня сформированности умений решать кейсы.
Ключевые слова: кейс, медицинский колледж, задача, проблемное обучение.
Список источников:
- Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Деринова Е.А. [и др.] Формирование практических навыков разработки задач при дистанционном обучении преподавателей // Профилактическая медицина. 2021. №24(6). С. 90–96. DOI: 10.17116/profmed20212406190
- Курагина М.Ф. Компакт-кейсы как современная технология обучения управленческих кадров в системе здравоохранения // Виртуальные технологии в медицине. 2021. T.1, № 4. С. 224-229. DOI: 10.46594/10.46594/2687-0037_2021_4_1406
- Лучшие образовательные практики (кейсы) Волгоградского государственного медицинского университета: коллективная монография / В.В. Шкарин, В.И. Петров, С.В. Поройский [и др.]. — Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2022. — 336 с.
- Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода к обучению в учреждениях среднего профессионального образования: материалы педагогических чтений / составители: М.К. Тимофеева, Н.А. Винокурова. — Якутск, 2021. — 148 с.
- Ронжин С.Г. Клинический кейс: дрейф от инновации к системе // Современные тенденции развития профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под. ред. Е.П. Поповой. — Ульяновск: ОГБПОУ УМК, 2020. — С. 92-94.
- Ситуационные задачи: учебное пособие для сертификационного экзамена на право допуска к работе в качестве среднего медицинского персонала / сост.: Н.В. Зарытовская, В.К. Гобеджишвили, С.А. Козакова. — Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2016. — 152 с.
- Таинкин А.А. Активные методы обучения в преподавании дисциплины «сестринское дело» на лечебном факультете // Саратовский научно-медицинский журнал. 2019. № 1. С. 119-123. URL: https://elibrary.ru/iphtfp
- Тупикин Д.В., Щербакова И.В. К вопросу об актуальности преподавания курса «основы современных медицинских технологий» на высшей ступени профессионального образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №8 (110). С. 130-133. DOI: 10.23670/IRJ.2021.110.8.061
- Francis G, O’Brien M. Teaching clinical skills in pre-registration nurse education: value and methods // Br J Nurs. 2019. Vol. 28. P. 452-456. DOI: 10.12968/bjon.2019.28.7.452
- Joseph J. Innovative Teaching and Learning Techniques in Nursing // Asian Journal of Nursing Education and Research. 2023. Vol. 13(2). DOI: 10.52711/2349-2996.2023.00026
- Karlsson M., Hillström L., Johnsson A. [et al.] Experiences of work-integrated learning in nursing education // Journal of Further and Higher Education. 2022.Vol. 46(10). P. 1377-1390. DOI: 10.1080/0309877X.2022.2079971
- Khozaei S.A., Zare N.V., Moneghi H.K. [et al.] Effects of quantum-learning and conventional teaching methods on learning achievement, motivation to learn, and retention among nursing students during critical care nursing education // Smart Learn. Environ. 2022. Vol. 9(18). DOI: 10.1186/s40561-022-00198-7
- Ni J, Wu P, Huang X [et al.] Effects of five teaching methods in clinical nursing teaching: A protocol for systematic review and network meta-analysis // PLoS One. 2022. Vol. 17(8). iD. e0273693. DOI: 10.1371/journal.pone.0273693
- Pivač S., Skela-Savič B., Jović, D. [et al.] Implementation of active learning methods by nurse educators in undergraduate nursing students’ programs – a group interview// BMC Nurs. 2021. Vol. 20(173). DOI: 10.1186/s12912-021-00688-y
- Thrower E.J.B, Fay R, Cole L. [et al.] A systematic process for evaluating teachingmethods in nursing education // Nurse Educ. 2020. Vol. 45(5). P. 257-260. DOI: 10.1097/NNE.0000000000000761
Библиографическая ссылка: Тихомирова В.А., Шарочева М.А., Глушкова А.Ю. Методические аспекты реализации кейс-технологии в практике обучения студентов СПО // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 398-406.