ISSN 2409-7616

Стёпкина Л.В., Шимановская Я.В., Квитковская А.А.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА

УДК 378.1    

               

Стёпкина Л.В.1 (Москва, Россия) — stepkinal@mail.ru; Шимановская Я.В.2 (Москва, Россия) — ya1873@yandex.ru; Квитковская А.А.2 (Москва, Россия) — kvitkovskajaAA@rgsu.net

1Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации

2Российский государственный социальный университет

Аннотация. Профессиональное мастерство преподавателя во многом зависит не только от его знаний, но и от личности, ее методической подготовленности. В условиях реформирования системы высшего образования методическая работа приобретает особую ценность, т. к. научно-методическая работа – один из важнейших факторов повышения качества образования и формирования инновационной образовательной среды. Современная система образования меняет работу преподавателя, смещая акцент с аудиторной составляющей нагрузки на методическую. Мы рассматриваем одну из важных качественных характеристик преподавателя высшей школы – методическую культуру, анализируя ее основные компоненты, ее сущность и содержание. Анализ процесса развития методической работы показал, что внедрение новых образовательных стандартов высшего образования, ориентированных на формирование компетенций, соответственно меняет ее формы, методы, роль и значение для профессиональной подготовки. По сути, методическая подготовленность преподавателей вуза выступает одним из важных компонентов педагогического профессионализма — что и определяет интерес многих исследователей к формированию методической культуры профессорско-преподавательского состава высшей школы. Методическая работа помогает избавиться от устаревших взглядов, делает преподавателя более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает как его конкурентоспособность, так и всей системы в целом. Методологическая культура предусматривает высокий уровень развития личности учителя и его профессионального мастерства в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса. Сформированная на высоком уровне, она дает возможность преподавателю ориентироваться в современных научно-методологических подходах к осуществлению педагогической деятельности, эффективно использовать инновационные и новые технологии обучения.

Ключевые слова: методическая культура, преподаватель высшей школы, методическая подготовленность, качество образования.

Список источников:

  1. Артемьева И.Н. Формирование методической культуры будущих учителей начальных классов в контексте вузовской подготовки: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. — Нижний Новгород, 2004. — 172 c.
  2. Бережная Т.Н. Формирование инновационной методической культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Н. Бережная. — Ставрополь, 2010. -211 с.
  3. Плеханова Л.А. Развитие методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 2. URL: https://elibrary.ru/oxcmhl
  4. Подповетная Ю.В. Развитие научно-методической культуры преподавателя вуза с использованием комплекса задач // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 1 (18). С. 13-20. URL: https://elibrary.ru/shhsgn
  5. Соловова Н.В., Суханкина Н.В. Средства и методы формирования организационно- управленческой компетентности преподавателей вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. № 4 (44). С. 193-210. DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.4.13
  6. Новик И.А. Формирование методической культуры учителя математики в пединституте: дисс. докт. пед. наук: 13.00.02 / Новик Ирина Александровна. -Москва, 1990. – 317 с.
  7. Новик И.А. Формирование методической культуры учителя математики в педвузе: автореф.… дисс. докт. пед. наук. Минск, 2002. — 193 с.
  8. Ожегов С.И. Токовый словарь русского языка. — М.: Мир и образование, 2020. – 736 с. ISBN: 978-5-94666-609-1
  9. Попков В.А. Теория и практика высшего профессионального образования / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.: Академический проект, 2004. — 342 c. ISBN 978-5-534-01224-8
  10. Кочарян Т.Э. Методические рекомендации к проведению анализа и самоанализа занятия // Информационный вестник научно-методического центра Ставропольского базового медицинского колледжа.  2002.  № 2.  С. 3-20.
  11. Мильруд Р.П. Организационная модель исследовательской деятельности учителя // Иностранные языки в школе. 2019. № 2. С. 2-7. URL: https://www.elibrary.ru/yzilxv
  12. Рубанова Н.С. Организационно-педагогические основы организации методической службы как фактор оптимизации образовательного процесса вуза (на примере ноу впо «МИУС»). Дисс.канд. пед.н., 2012. – 189 с.
  13. Таранова Т.Н. Сущностная характеристика инновационной методической культуры педагога // Современные проблемы науки и образования.  2012.  № 5.  С. 28–31. URL: https://www.elibrary.ru/pkwukr
  14. Большой толковый словарь по культурологии, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/articles/144/kultura.htm (Дата обращения: 25.04.2024)
  15. Соловова Н.В. Система методической работы в вузе: повышение методической культуры преподавателя // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 5-1(55). С.166-174. URL: https://www.elibrary.ru/jhklyx
  16. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — Москва: Большая рос. энцикл., 2002. — 527 с.
  17. Перевозный А.В. методическая культура: сущность, компоненты, этапы становления и развития // Инновации в образовании. 2018. № 6. С. 46-56. URL: https://www.elibrary.ru/xqrsnn
  18. Бахметова Ю.Н. Современное содержание методической деятельности педагога вуза как форма проявления методической культуры // Культура и время перемен. 2015. № 3 (10). С. 2. URL: https://www.elibrary.ru/unaqnr

Библиографическая ссылка: Стёпкина Л.В., Шимановская Я.В., Квитковская А.А. Методическая культура преподавателя вуза: исследование феномена // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 378-385.