ISSN 2409-7616

Гацалова Л.Б., Агкацев Б.К.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ

УДК 371

Гацалова Л.Б.1 (Владикавказ, Россия) — bekoevamarina@mail.ru; Агкацев Б.К.1 (Владикавказ, Россия) — alsigur@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся в рамках профессионального образования, которая является одной из первостепенных образовательной политики государства. Российское образование, как одно из социально-культурных и духовных явлений, вошло в очередную, принципиально новую ступень своего развития, связанную с переменой мировосприятия общества и личности, изменением ценностей у подрастающего поколения. В таком положении наиболее восприимчивыми к неблагоприятным направлениям и течениям, в силу разрозненных мировоззренческих взглядов, оказались дети, подростки и молодежь. Не имея моральной поддержки, очередное поколение лишилось поддержки семьи, школы, учреждений дополнительного образования, поскольку в их среде была утеряна предшествующая система ценностей. В связи с этим сегодня необходимо организовать постоянно действующую систему духовно- нравственного воспитания в образовательных учреждениях в рамках Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, предполагающая «активизацию процесса качественных изменений в отечественной системе воспитания, направленных на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития подрастающего поколения, как их духовно-нравственные и ценностно-смысловые ориентации с целью сохранения, укрепления и дальнейшего развития лучших педагогических практик на основе традиционных духовно-нравственных ориентиров». В статье выдвигается тезис о том, что повысить эффективность духовно-нравственной воспитательной деятельности в системе образования возможна средствами хореографии, позволяющими обновить содержание воспитания, внедрить формы и методы, основанные на лучших педагогических практиках в образовательно-воспитательной системе и способствующие эффективной реализации воспитательного компонента средств хореографического искусства, среди которых: художественное творчество, музыка, танцевальное искусство и др.

Ключевые слова: воспитание обучающихся, духовно-нравственное воспитание, хореография, художественное творчество, танцевальное искусство, музыка.

Список источников:

  1. Аверич Н.А., Панкратова И.К., Смолянская Н.Н. Духовно-нравственное развитие личности студента через диалог культур // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2, № 12. С. 84-86. URL: https://elibrary.ru/xhdyyd
  2. Антонова Е.Л., Яковлева Л.В., Вершинская Г.М. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в социокультурном пространстве на фундаментальной основе народной художественной культуры // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 10 (27). С. 93-97. URL: https://elibrary.ru/yorppv
  3. Багдасарян С.Х. Духовно-нравственное воспитание личности на основе общечеловеческих ценностей как необходимое условие выживания человечества // Культура. Наука. Интеграция. 2010. № 3 (11). С. 11-14. URL: https://elibrary.ru/pgcual
  4. Баскова В.А. Хореография и музыка в образовательном пространстве: точки взаимодейтсвия // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 10-5 (54). С. 19-23. URL: https://elibrary.ru/rlebxx
  5. Бичегкуева Ф.В. К определению понятия «духовно-нравственное воспитание» // Студенческий вестник. 2020. № 18-1 (116). С. 50-52. URL: https://elibrary.ru/ssgtdf
  6. Болатова А.М. Духовно-нравственное воспитание // Актуальные вопросы науки. 2014. № 15. С. 34-35. URL: https://elibrary.ru/qrfios
  7. Гризан Н.Е. Духовно-нравственное и семейное воспитание через призму уроков историко-обществоведческого цикла и факультативные занятия // В сборнике: Религия и общество — 17. Сборник научных статей XVII Международной научно-практической конференции. — Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2023. — С. 254-257. URL: https://elibrary.ru/fcxowr
  8.   Джиоева Г.Х., Ортабаева Ф.Х. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами литературно-художественного творчества // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 199-207. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.19
  9. Ерина И.А., Передерий С.Н., Фанина Е.Н. Духовно-нравственное воспитание современной российской молодежи с помощью СМИ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 383-385. URL: https://elibrary.ru/whodlv
  10. Карпенко И.А., Банянин Е.Е. Хореография как средство самореализации личности // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2021. № 3. С. 98-107. URL: https://elibrary.ru/tdtqrm
  11. Лохова И.В., Кобесашвили Н.Л. Из воспоминаний А.А. Гассиева о положении женщины в горской семье: историко-педагогический аспект // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 89-97. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.08
  12. Мирончук Л.И. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи средствами театрального искусства // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 115-2. С. 104-106. URL: https://elibrary.ru/xbpuel
  13. Наурызбаева Р.Н. Воспитательный потенциал поэтического состязания в условиях художественно-творческой деятельности учащихся // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 3. С. 283-294. URL: https://elibrary.ru/pxrpnl
  14. Нилов В.Н. Урок хореографии в формировании и развитии художественно-творческих способностей учащихся // Проблема одаренности в современном научно-гуманитарном знании и образовательном пространстве. Сборник научно-практических материалов по итогам Всероссийского научно-практического кластера. — Москва Институт художественного образования и культурологии РАО, 2021. — С. 68-81. URL: https://elibrary.ru/zhmbvv
  15. Петрова А.И., Каримов М.А. Народная хореография как эффективный инструмент формирования толерантности у школьников // Евразийский научный журнал. 2015. № 12. С. 17-19. URL: https://elibrary.ru/waqglj
  16. Саутиева Ф.Б., Раджабов И.М. Педагогический потенциал художественной культуры в эстетическом воспитании личности школьника // Kant. 2019. № 2 (31). С. 124-127. URL: https://elibrary.ru/zzjgfv
  17. Танцюра Д.Э. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи как условие личностного становления // Гуманитарный вестник (Горловка). 2020. № 10. С. 147-156. URL: https://elibrary.ru/eesscw
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (редакция от 17 февраля 2023). [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-OOO-na-17.02.2023.pdf (Дата обращения: 25.04.2024)
  19. Сухарев А.А. О совершенствовании педагогической культуры хореографа в процессе профессиональной деятельности // ЦИТИСЭ. 2021. № 4 (30). С. 586-594. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.4.54
  20. Ромм В.В., Максимов И.Е. Экодуховное воспитание: опыт деятельности международной славянской академии // ЦИТИСЭ. 2019. № 3 (20). С. 44. URL: https://elibrary.ru/nuoail

Библиографическая ссылка: Гацалова Л.Б., Агкацев Б.К. Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся средствами хореографии // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 334-341.