Быкасова Л.В., Гармаш С.В., Першонкова Е.А., Подберезный В.В., Самойлова А.Н.
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА «HOMO INFORMATICUS»
УДК 378
Быкасова Л.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — moeve-25-moeve@yandex.ru; Гармаш С.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — garmash@mail.ru; Першонкова Е.А.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — vallyasha@yandex.ru; Подберезный В.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — podberez@mail.ru; Самойлова А.Н.2 (Таганрог, Россия) — s_a_n_l@mail.ru
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
2Южный Федеральный университет
Аннотация. С позиции когнитивного и аксиологического подходов в статье предпринята попытка выявления особенности формирования цифровой культуры «homo informaticus» XXI века, для чего авторы обращаются к дефиниции концептов, вводимых в канву статьи; рассматривают возможность тиражирования лучших образовательных практик для подготовки современных обучаемых; раскрывают амплификацию образования через призму его основных сущностных атрибутов. В статье обращается внимание на моделирование сетевой и цифровой компетентностей субъекта посредством формирования способности обучаемого противостоять современным мутациям нарративов и приобретению образовательного опыта через практики социального проектирования, а также выявляются основные факторы, влияющие на формирование мировоззрения современного школьника, живущего в эпоху тотальной цифровизации. Возможность «homo informaticus» существовать в информационной и коммуникационной средах, в развитой технокультуре смартфонов рефлексируется авторами как составная и неотъемлемая часть педагогической деонтологии, что особенно актуально в современной социокультурной ситуации, формирующей культурную «гегемонию цифры», позиционирующей синтез разнохарактерных сегментов общества для предписания интернет-дискурсу соответствующих моральных и нравственных максим и правил адекватного общения, соблюдения законодательства, норм правовой психологии. В статье авторы обращают внимание на ресурсы медийного рынка, формирующего мировоззрение субъекта современного образования, различные социально-политические роли средств массовой информации, возможность селекции транслируемого материала и определение его подлинности, объективности и ценности для детей и юношества. Неконфликтное существование современного субъекта в цифровом социуме требует следования основным принципам образования, которые в своей основе формируют концептуальный каркас цифровой культуры, направленный на раскрытие персонального баланса современной личности.
Ключевые слова: цифровая культура, современные школьники, навыки медиалокации, сеть Интернет, сетевая и цифровая компетентность, гражданственность.
Список источников:
- Агапов О. Д. Антропологическая практика как невозможная возможность // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, № 1. С. 4–8.DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-1-4-8
- Асмолов А. Г., Пастернак Н. А. Ребенок в культуре взрослых. — М.: Юрайт, 2022. — 151 с. ISBN 978-5-534-09629-3
- Афанасьева Т.П., Елкина И.М., Логвинова И.М. [и др.] «Разговоры о важном»: что думают старшеклассники о диалоге с учителем о традиционных российских ценностях? // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. № 3. С. 7-28. URL: https://www.elibrary.ru/rvtgtj
- Быкасова Л.В., Самойлова А.Н. Сетевое взаимодействие: per aspera // Вестник ПГГПУ. Психологические и педагогические науки. 2021. № 1. С. 114-122. DOI: 10.24412/2308-717X-2021-2-114-122
- Васильева О.Ю., Басюк В.С., Казакова Е.И. Традиционные ценности современного российского образования // Вестник московского университета. 2022. № 4. С. 4-17. DOI: 10.51314/2073-2635-2022-4-4-17
- Гаязов А.С. Общецивилизационные кризисы и кризисы в современном образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. 2022. № 3 (235). С. 6-13. DOI: 10.25198/1814-6457-233-6
- Гурьянов Н.Ю., Гурьянова А.В. Цифровая глобализация в контексте развития цифровой экономики и цифровых технологий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2020. № 3. С. 63-69. DOI: 10.18384/2310-7227-2020-3-63-69
- Дедюхин Д.Д., Баландин А.А., Попова Е.И. Дистанционное обучение в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. № 5. С. 1-11. URL: https://www.elibrary.ru/qyfnls
- Иванов А.В. Концептуальные идеи нового воспитания в условиях информационной образовательной парадигмы // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.188-198. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.18
- Кощиенко И.В. Современные технологии и методы определения результативности научно-исследовательской деятельности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 4. С. 6. DOI: 10.17805/trudy.2018.4.6
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Смысл, 2021. — 352 с. ISBN: 978-5-458-03987-1
- Лихачева О.Н., Петров И.Ф., Петрова С.И. Характеристика интернет-дискурса в современных реалиях // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 413-420. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.1.35
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2019. — 400 с. ISBN 978-5-4461-1309-5
- К вопросу построения когнитивных карт компетенций для развития человеческого капитала // Управленческий учет. 2021. № 8. С. 383-394. URL: https://www.elibrary.ru/kqiibq
- Мухин М.И. Образование XXI столетия: особенности развития // Перспективы науки и образования. 2020. №5. С.22-44. DOI: 10.32744/pse.2020.5.2
- Природова О.Ф., Данилова А.А., Моргун А.Н. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 9-30. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-9-30
- Bykasova L., Kravchenko M., Kamenskaya E. [et al.] Modern education: immersive discourse. Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference «Current problems of social and labor relations» (ISPC-CPSLR 2021). Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference. Amsterdam, 2022, P. 87-94. URL: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
- Kononova O.A., Podbereznyi V.V., Samojlova A.N. [et al.] Establishment of the Subject in the Digital Education: Cognitive Practices Synthesis. In R. Valeeva (Ed.), Teacher Education- IFTE 2019, vol 78. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. European Publisher. P. 140-149. DOI: 10.15405/epsbs.2020.01.19
- Petrova O., Belyakova I. School Communities on VKontakte as Part of the Media Learning Environment: Teachers’ Media Competences // Media Education (Mediaobrazovanie). 2022. No. 18(3). P. 471-480. DOI: 10.13187/me.2022.3.471
- Twissell A. Modelling and Simulating Electronics Knowledge: Conceptual Understandin and Learning through Active Agency // Educational Technology & Society. 2018. Vol. 21. P. 111–123.
Библиографическая ссылка: Быкасова Л.В., Гармаш С.В., Першонкова Е.А., Подберезный В.В., Самойлова А.Н. Цифровая культура «homo informaticus» // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 173-185.