ISSN 2409-7616

Колбасюк С.Ю.

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВОЙСКОВОЙ И ГЛУБИННОЙ РАЗВЕДКИ

УДК 37.01

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.34

Колбасюк С.Ю.1 (Новосибирск, Россия) — s.kolbasyuk@yandex.ru

1Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище

Аннотация. Военно-профессиональная ориентация – динамично развивающееся явление. Одной из тенденций ее развития является специализация содержания, его ориентация на особенности конкретных воинских специальностей. Качество военно-профессиональной ориентации определяется тем, насколько оно способствует профессиональному самоопределению обучающегося общеобразовательной школы. Критериями качества выступают: профессиональная направленность, обоснованность профессионального выбора, готовность к профессиональной деятельности и профессиональному развитию. По каждому из критериев улучшение качества военно-профессиональной ориентации возможно на основе учета уникальных ценностей и смыслов воинских специальностей, особенностей их содержания и решаемых профессиональных задач, условий профессиональной деятельности. В этом смысле, военно-профессиональная ориентация на специальности войсковой и глубинной разведки, с одной стороны, наиболее сложная из-за повышенных требований к своему субъекту, а с другой стороны, обладает рядом преимуществ, которые могут быть использованы в военно-профессиональной ориентации. Военно-профессиональная ориентация на специальности войсковой и глубинной разведки становится дополнительной в системе военно-профессиональной ориентации, которую ведет военный вуз. В статье выделены особенности специальностей войсковой и глубинной разведки, получили характеристику три направления развития военно-профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательной школы. Материалы статьи могут быть использованы в исследовании проблем развития систем военно-профессиональной ориентации военных вузов, а также в практической деятельности по военно-профессиональной ориентации и профессиональному отбору обучающихся общеобразовательных школ на специальности войсковой и глубинной разведки.

Ключевые слова: военно-профессиональная ориентация, профессия, специальность, разведки, дополнение, направления.

Список источников:

  1. Асриев А.Ю., Трубин Ю.В. Подготовка граждан к военной службе в современных условиях // Гуманитарные проблемы военного дела. 2017. № 4 (13). С. 147-151. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32768009
  2. Подворный И.А. Обоснованный выбор как результат военно-профессиональной ориентации // Наука и военная безопасность. 2016. № 1 (4). С. 149-155. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27276938
  3. Центр профессионального образования. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Электронный ресурс]. — URL:  https://www.cposo.ru/federalnyj-uroven/1087-kontseptsiya-soprovozhdeniya-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayushchikhsya-v-usloviyakh-nepreryvnosti-obrazovaniya  (Дата обращения: 23.05.2023)
  4. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  5. Обухова Л.А., Савченко М.Ю. Формирование личностной готовности учащихся девятых классов к профессиональному самоопределению: монография. — Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009. — 139 с.
  6. Герус Е.А. Система профессиональной ориентации как средство поддержки профессионального самоопределения подростков // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 115-123.  EDN: GNCDUX, DOI: 10.17853/2686-8970-2022-1-115-123
  7. Арутюнова Г.З., Деева Н.Н. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения личности: монография. — Биробиджан: БФ АмГУ, 2012. — 126 с.
  8. Степанова Н.И. Профессиональная проба как деятельностная форма профессионального самоопределения // Общество. 2016. № 1(5). С. 45-47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41232019
  9. Червова А.А., Янюк А.Н. Теория и практика раннего профессионального самоопределения будущих офицеров: монография / А.А. Червова, А.Н. Янюк. Н. — Новгород : Изд-во ВГИПИ, 2001. — 111 с.
  10. Асриев А.Ю. Основные тенденции в разрешении проблемы военно-профессионального самоопределения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 4 (31). С. 27-31. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11721066
  11. Губин В.А., Загорюев А.Л. Направленность на военно-профессиональную деятельность как категория психологии развития // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4 (51). С. 26-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18271075
  12. Осипов В.А. Профессиональное самоопределение личности на этапе до профессиональной военной подготовки  / Научные труды открытого университета экономики, управления и права. актуальные вопросы современной науки и образования. — М., 2021. — С. 86-93
  13. Чеснакова Л.В. Педагогическое сопровождение военно-профессионального самоопределения воспитанников /  Образование и наука в современных реалиях. Материалы Международной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2022. — С. 266-267
  14. Ракушев Н.В. Военно-профессиональная ориентация старшеклассников в образовательной организации / Территория спорта, здоровья и безопасности жизнедеятельности. сборник статей к IV международному научно-практическому форуму. Министерство просвещения Российской Федерации. — Оренбург: Экспресс-печать, 2022. — С. 204-205. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48448610&pff=1
  15. Треногин В.В., Андруник А.П. Личностно-ориентированный подход к формированию военно-профессиональной ориентации воспитанников классов Росгвардии // Мир образования — образование в мире. 2022. № 1 (85). С. 138-143. EDN: CPBFUB, DOI: 10.51944/20738536_2022_1_138
  16. Шориков Е.В. Военно-профессиональная ориентация как составляющая профессионального отбора и фактор успешности обучения курсантов в военном вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11, № 11. С. 96-100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29039585
  17. Самсоненко А.Г. Системно-деятельностный подход некоторые проблемы подготовки войсковых разведчиков в военном вузе // Вестник военного образования. 2020. № 3(24). С. 43-47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42948050
  18. Исмагилова И.В. Личностный профессиональный миф: феноменология, динамика основных конструктов в процессе профессионального самоопределения личности: монография. — Тюмень: РИЦ ТГАКИиСТ, 2013. — 167 с. ISBN 978-5-91804-050-8
  19. Левицкая И.А. Cубъектность профессионального выбора: компоненты социально-профессионального самоопределения // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2019. № 1 (58). С. 93-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36973117
  20. Белякова Е.Г. Смысловые механизмы профессионального самоопределения студентов — будущих педагогов: монография. — Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2020. — 141 с.
  21. Разгонов В.Л. Подготовка офицеров войсковой разведки в современных условиях // Вестник академии военных наук. 2015. № 4 (53). С. 42-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27177802

Библиографическая ссылка: Колбасюк С.Ю. Военно-профессиональная ориентация школьников на специальности войсковой и глубинной разведки// ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 392-401. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.34