ISSN 2409-7616

Герасимова Г.Ю.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ

УДК 372.8

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.28

Герасимова Г.Ю.1 (Ставрополь, Россия) — gskarga@mail.ru

1Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация. Наличие компетенций в сфере применения информационно-коммуникационных технологий является необходимым условием для учителей математики и физики в условиях цифровизации образования. В данной статье нами было проанализировано содержание ИКТ-компетентности учителей математики и физики в школе и отдельных ее компонентов. Для профессиональной деятельности в школе, педагог должен обладать общепользовательскай и общепедагогической ИКТ-компетенцией. Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность педагога определяется спецификой того предмета, который он преподает. Учитель математики и физики должен уметь выбирать и использовать при обучении средства ИКТ, которые позволят проводить занятия со школьниками дистанционно без ущерба для образовательного процесса. Представлена структура ИТК-компетентности учителей математики и физики. На основании выделенного нами содержания и структуры ИКТ-компетенции были разработаны критерии и показатели уровня сформированности ИКТ-компетентности учителей математики и физики, необходимой для эффективного использования дистанционных технологий в учебном процессе. Выделены три критерия:организационно-педагогический критерий дидактический критерий, ценностно-психологический. Будущие учителя математики и физики будут подготовлены к использованию дистанционных технологий в образовательном процессе в общеобразовательных организациях, если они овладеют общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетенциями на системном уровне. Также нами было проанализировано какие ИКТ включены в перечень универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые были утверждены в Северо-Кавказском федеральном университете для образовательных программ высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «математическое образование» и «физическое образование», 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)».

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, компетенция, учитель математики, учитель физики, критерии, показатели, дистанционное обучение, образовательные программы.

Список источников:

  1. Фоминых С.О., Петрушкина Т.А. Некоторые аспекты формирования профессиональной компетентности будущих учителей физики // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева // 2021. № 2(111). C. 232-239. DOI: 10.37972/chgpu.2021.111.2.028
  2. Кириллова Т.В. Методика применения электронных образовательных ресурсов при обучении будущих учителей проектированию и проведению уроков физики, Диссерт. канд. пед. наук. 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика). — Нижний Новгород, 2021. — 28 с.
  3. Рихтер Т.В. Структура профессиональной компетентности учителя математики // Фізико-математична освіта: науковий журнал. 2017. № 1(11). С. 89-92.
  4. Фадина Е.Ю. Самостоятельная работа учащихся и активизация познавательной деятельности // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2017. Т. 2, № 4. С. 135-137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28948916  
  5. Аширов Д.В., Пастухова Л.С., Турлакова О.Е. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели // Ценности и смыслы. 2021. № 2(72). С. 78-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45842668  
  6. Челубеева Н.Н., Байдаев М.М. Цифровая трансформация профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 1 (15). С. 227-234. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48199937
  7. Калинин С.В., Левченко А.А., Федулов Б.А.  Особенности реализации электронной информационно-образовательной среды юридического института МВД России при преподавании специальных дисциплин // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2019. № 1 (36). С. 183-185. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38510928  
  8. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, Т.К. Ростовская и др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: РГСУ, 2019. — С. 152-188. URL: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41222164  
  9. Русскова Ю.Н., Ульянова И.В. Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 69–74. DOI: 10.24411/1999-6241-2018-14012
  10. Дурнев А.И. Возможности применения интерактивных стрелковых тренажеров в огневой подготовке курсантов ВУЗа МВД России // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 4. С. 171-173. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47788738  
  11. Байдаев М.М. Подготовка кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в условиях цифровой трансформации // Прикладная психология и педагогика. 2022. Т. 7, № 4. С. 203-214. DOI: 10.12737/2500-0543-2022-7-4-203-214
  12. Воронцова Ю.А. Современные информационные технологии как средство активизации коммуникативной направленности обучения // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2020. № 1 (38). С. 50-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43985412 
  13.  Меренков А.В., Сандлер Д.Г., Шаврин В.С. Особенности изменений ориентаций выпускников бакалавриата на трудоустройство // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 10. С. 116-142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41575560  
  14.  Симонян М.С., Постникова Е.А. Приоритетные направления организации профессионального самоопределения молодежи в аспекте конкурентоспособности человеческого капитала // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 225-227. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42987708
  15. Pristupa E.N., Begimbetova G., Abdigapbarova U. Use of ICT in CLIL-classes for the Future Teachers Training // ICMET 2022: 2022 the 4th International Conference on Modern Educational Technology, Macau China, 2022. — P. 98–104. DOI: 10.1145/3543407.3543424  

Библиографическая ссылка: Герасимова Г.Ю. Содержание и структура икт-компетентности учителей математики и физики // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 327-334. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.28