ISSN 2409-7616

Савельева Е.В., Яныгина Е.В.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ СТУДЕНТАМ-ИНОСТРАНЦАМ

УДК 372.893

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.24

Савельева Е.В.1 (Москва, Россия) — fblfa@yandex.ru, Яныгина Е.В.1 (Москва, Россия) — yanyginaev@mgupp.ru

1Российский биотехнологический университет

Аннотация. Актуальность темы определяется необходимостью постоянного поиска и совершенствования новых методов обучения такой специфической группы обучающихся, как студенты-иностранцы. Целью работы стала демонстрация возможностей принципов и методов педагогического дизайна применительно к этой группе в обучении истории. При выполнении исследования были задействованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, систематизации и классификации, а также метод анализа результатов деятельности и беседа с обучающимися. Гипотеза исследования состояла в том, что разработанный образовательный контент с применением методов педагогического дизайна положительно скажется на уровне освоения студентами-иностранцами дисциплины «История». В статье предпринимается попытка показать основанные на принципах педагогического дизайна ключевые этапы проектирования курса «История» для студентов подготовительного факультета ФГБОУ ВО МГУПП (ныне РОСБИОТЕХ). В исследовании принимали участие обучающиеся-иностранцы I курса подготовительного факультета 2021-2022 годов набора. Исследование проводилось в рамках изучения базовой дисциплины гуманитарного цикла «История» (1-2 семестр). Результаты работы на протяжении 2021/22-2022/23 учебных годов показали, что спроектированный курс по истории России для студентов-иностранцев способствует оптимальному усвоению материала, формированию толерантной жизненной позиции студентов. Студенты хорошо ориентируются в русской истории, выполняя все требования Минобрнауки [20] к уровню их знаний. Они проявляют устойчивый познавательный интерес и желание дальнейшего самостоятельного изучения темы. Исследование носит практико-ориентированный характер. Практическая значимость исследования состоит в возможности и целесообразности введения полученного опыта в педагогическую практику, что позволит совершенствовать формы и методы работы в процессе обучения иностранных студентов дисциплинам гуманитарного цикла, в том числе истории. Описанные в работе формы и методы обучения, основанные на принципах педагогического дизайна, показали свою эффективность.

Ключевые слова: педагогический дизайн, проектирование учебного курса, иностранные студенты, история России, электронная образовательная среда (ЭОС), виды учебной работы.

Список источников:

  1. Aguilar S.J. et al. Associations between learning analytics dashboard exposure and motivation and self-regulated learning // Computers & Education. 2021. Vol. 162. 104085. DOI: 10.1016/j.compedu.2020.104085.
  2. Al-Huneini H., Walker S.A., Badger R. Introducing tablet computers to a rural primary school: An Activity Theory case study // Computers & Education. 2020. Vol. 143. 103648. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103648
  3. Bond M., Zawacki-Richter O., Nichols M. Revisiting five decades of educational technology research: A content and authorship analysis of the British Journal of Educational Technology // British Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 50. No. 1. P. 12–63. DOI: 10.1111/bjet.12730
  4. Dignath C., Veenman M.V.J. The role of direct strategy instruction and indirect activation of self-regulated learning — Evidence from classroom observation studies // Educational Psychology Review. 2021. Vol. 33. No. 2. P. 489–533. DOI: 10.1007/s10648-020-09534-0
  5. King R., Blayney P., Sweller J. How language background impacts learners studying International Financial Reporting Standards: a cognitive load theory perspective // Accounting Education. 2021. Vol. 30. No.  5. P. 439–450. DOI: 10.1080/09639284.2021.1930562
  6. Li M., Li Y., Guo H. Research and application of situated teaching design for NC machining course based on virtual simulation technology // Computer Applications in Engineering Education. 2020. Vol. 28. No. 3. P. 658–674. DOI: 10.1002/cae.22234
  7. Mardarovsky D. Что такое педагогический дизайн.  [Электронный ресурс]. URL: https://el-blog.ru/pedagogicheskiy-dizain  (дата обращения 11.03.2023).
  8. Merrill M.D. Instructional Strategies that Teach // CBT Solutions Nov./Dec. 1997 1-11. URL: https://speakeasydesigns.com/SDSU/student/SAGE    [Электронный ресурс].  (дата обращения 11.03.2023).
  9. Yeoman P., Wilson S. Designing for situated learning: Understanding the relations between material properties, designed form and emergent learning activity // British Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 50. No.  5. P. 2090–2108. DOI: 10.1111/bjet.12856
  10. Акмамбетова М.Е., Миляева Л.М., Романовская И.А. Технологический подход к проектированию педагогического дизайна в условиях образовательного процесса // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 75-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41833060
  11. Асанов С.А., Акименко Г.В. Педагогический дизайн и педагогическое проектирование как эффективные технологии организации образовательного процесса в вузе // Дневник науки. 2020. № 8(44). С.4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43913463
  12. Демидова И.А. Педагогический дизайн и его средства: теоретический анализ и опыт применения в педагогической практике // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т.4, № 4. С. 25-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41552491
  13. Ерошкина О.Н. История России. Учебное пособие для иностранных студентов. — СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. — 64 с.
  14. К 2023 году Россия увеличит квоту для иностранных студентов до 30 тысяч мест  [Электронный ресурс].  URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/46932/ (дата обращения 11.03.2023).
  15. Книга для чтения по истории России: Учебное пособие / Под ред. В.В. Калинова. — М.: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2016. — 108 с.
  16. Педагогический дизайн: сущность и структура // Преподаватель XXI век. 2022. № 1-1. С. 21-29. EDN: URNLVF, DOI: 10.31862/2073-9613-2022-1-21-29
  17. Кузнецов А.Л. История: учебное пособие для иностранных учащихся подготовительного факультета / А.Л. Кузнецов, В.Г. Касарова, Ю.В. Никишина. – М.: МАДИ, 2015. — 204 с.
  18. российская и зарубежная исследовательская повестка / Е. В. Чернобай (научная редакция), Е. А. Ефимова, Ю. Н. Корешникова, М. А. Давлатова. — М.: НИУ Высшая школа экономики, 2022. — 44 с. 
  19. Пресс И.А. Педагогический дизайн и педагогическое проектирование как компоненты системного подхода к созданию электронных образовательных ресурсов //
    Ученые записки ИСГЗ. 2017. Т. 15, № 1. С. 453-459. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28968897
  20. Приказ Минобрнауки России от 03.10.2014 N 1304 «Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2014 N 34732).  [Электронный ресурс].  URL: https://fdp.hse.ru/data/2016/02/01/1137042013/Prikaz1304.pdf  (дата обращения 11.03.2023).
  21. Сериков В.В. Специфика дидактического обоснования обучения // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. № 5 (78). С. 12-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36547423
  22. Педагогический дизайн и проектирование // Молодой исследователь Дона. 2022. № 1 (34). С. 125-128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47953860
  23. Шалашова М.М., Шевченко Н.И. Педагогический дизайн проектирования образовательной среды // Вестник РАМТ. 2020. № 3. С. 75-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44347933

Библиографическая ссылка: Савельева Е.В., Яныгина Е.В. Педагогический дизайн в преподавании истории студентам-иностранцам // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 289-299. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.24