ISSN 2409-7616

Горлова Н.И., Старовойтова Л.И.

«ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ (ДЕЙСТВИЕМ)» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ПОЛЕЗНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

УДК 37.012

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.19

Горлова Н.И.1 (Москва, Россия) — gorlovanat@yandex.ru, Старовойтова Л.И.2 (Москва, Россия) — starovojtova@list.ru

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

2Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

Аннотация. Статья посвящена практико-ориентированному педагогическому методу «обучение служением (обучение действием)» («Service-learning»). В статье анализируются отечественные и зарубежные практики успешного внедрения данного метода в университетах разных стран (Германия, Испания, Израиль, Китай и др.). Особый интерес «Service-learning» представляет, как эффективная технология организации учебного процесса через волонтерскую практику и социальную активность в современном образовательном учреждении. Обучение служению — это обучение и последующее использование навыков учащихся в стремлении помочь сообществу в решении социальных проблем. Авторы рассматривают данный метод как способ учиться и личностно развиваться, строить индивидуальную траекторию профессионального роста, иметь более высокое чувство социальной ответственности. Данный подход позволяет обучающимся значительно повысить эффективность обучения, занимаясь общественно полезной деятельностью, которая напрямую связана с тем, что они изучают. Концепция метода «обучение служением (обучение действием)» основана на признании того, что “служение (действие)” и “учение” имеют равную ценность и равное значение для результатов образовательно-воспитательного процесса, цель которого формирование ответственного гражданина своей страны. Результаты исследования могут быть полезны для преподавателей и руководителей образовательных учреждений, которые заинтересованы в развитии профессиональных компетенций студентов и гражданского участия в решении проблем местного сообщества.

Ключевые слова: методика «обучение служением(действием)», общественно полезная работа, практика социального служения, социальная компетенция, самостоятельность, академическое обучение, учебные заведения.

Список источников:

  1. Буякова К.И., Малкова И.Ю. Волонтерство как форма организации образовательной деятельности в контексте «третьей миссии» университета // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, №8-9. С. 69-79. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-69-79
  2. Гаете Сепулведа М.А. Обучение служением через проектно-прикладную деятельность. Методические рекомендации для университетов / отв. ред. М.Ю. Славгородская. — М.: Грифон, 2022. — 90 с.
  3. Горбуль Ю.А., Юрьева Л.А. «Service-learning» как технология профессионально-правовой подготовки студентов на базе юридических клиник вузов // Педагогика. Вопросы теории и практики.  2019. Т. 4, № 4. C. 145-151. DOI: https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.26
  4. Закирова Л.Ф. Метод «Service-learning» в зарубежной педагогике (на примере немецких вузов) // Казанский педагогический журнал. 2010. № 5-6. С. 158-165. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15647156
  5. Зиневич О.В, Балмасова Т.А. «Третья миссия» и социальная вовлечённость университетов: к постановке проблемы // Власть. 2015. № 6. С. 67-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23888341
  6. Крутицкая Е.В. Организация волонтерского центра в вузе от компетенций к организационной структуре. — М.: Мосволонтёр, 2018. — 162 с.
  7. Обучение служением: ключевые результаты исследования зарубежного опыта [Текст]: докл. к XXIV Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. — М.: Высшая школа экономики, 2023. — 24 с. DOI: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1194-8-2021-464
  8. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО: учебник / А.П. Метелев, Ю.С. Белановский, Н.И. Горлова и др.; отв. ред. И. В. Мерсиянова. -  М.: Высшая школа экономики, 2022. — 456 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2634-7
  9. Основы организации и управления добровольческой деятельностью: учебник для студентов вузов / под общ. ред. О.А. Аникеевой, А.П. Рудницкой, О.В. Решетникова. — М.: Издательство РГСУ, 2019. — 245 с.
  10. Решетников О.В. Технологии социального служения в практике подготовки муниципальных служащих // Местное право. 2017. № 2. С.17-25.
  11. Солонин С.И., Кортов С.В. Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 2(25). С. 64-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9208840
  12. Adloff F. Community Service und Service-Learning: Eine sozialwissenschaftliche Bestandsaufnahme zum freiwilligen Engagement an amerikanischen Schulen und Universitäten // Opusculum Nr. 5, Maecenata Institut für Dritter-Sektor-Forschung. — Berlin, 2001.
  13. Furco A. Is service-learning really better than community service? A study of high school service program outcomes // Service-Learning: The Essence of the Pedagogy. — Greenwich, 2002. — P. 23-50.
  14. Santilli N.R., Falbo M.C. Bringing adolescents into the classroom by sending your students out: Using service learning in adolescent development courses // Newsletter of the Society for Research on Adolescence, 2001.  No. 5. P. 4-6.
  15. Sliwka A., Petry C., Kalb P. Durch Verantwortung lernen — Service Learning: Etwas für andere tun. — Weinheim: Beltz, 2004. — 240 p.

Библиографическая ссылка: Горлова Н.И., Старовойтова Л.И. «Обучение служением (действием)» как эффективная методика организации учебного процесса через социально-полезную деятельность в современном образовательном учреждении // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 226-235. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.19