ISSN 2409-7616

Джагаева Т.Е., Плиева М.М.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УДК 371

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.08

Джагаева Т.Е.1 (Владикавказ, Россия) — djagaeva_tatiana@mail.ru, Плиева М.М.2 (Цхинвал, Республика Южная Осетия) — alsigur@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

2Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова

Аннотация. В статье раскрываются основные направления формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста, способствующей развитию у детей данной категории самостоятельности; проявлению социальной активности и стремления к саморегуляции; вырабатыванию чувство любви и привязанности к дошкольному образовательному учреждению; развитию способности к проявлению заботы друг о друге; воспитанию основных компонентов общечеловеческой культуры наряду с принятыми в обществе нормами и идеалами. В качестве одного из важнейших средств воспитания культуры поведения у дошкольников нами рассматривается художественная литература, которая помогает понимать и познавать историю, культуру своего народа. Дошкольный возраст считается коротким, но наиболее сенситивным и важным периодом формирования в раннем онтогенезе многих значимых качеств личности, когда со стороны преподавателей требуется особый подход к организации воспитательной деятельности. Данный возрастной период развития личности характеризуется формированием начальных знаний об окружающем мире, определенных представлений о значимости окружающих взрослых и детей по степени родства; развитием соответствующего отношения к труду; вырабатыванием навыков и привычек к правильному поведению, складывается характер. Авторами статьи выдвигается тезис о том, что формировать у подрастающего поколения культуру поведения, как внешнего проявления его духовного богатства и внутреннего мира, развивать устойчивые формы повседневного поведения, нравственный характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, основанных на общечеловеческих принципах, естественных индивидуальных задатках и способностях необходимо с ранних лет жизни. Перечисленные способности и умения, как значимые компоненты процесса социализации дошкольников, обогащают и укрепляют общую культуру детей дошкольного возраста, воспитывают у них начальные мировоззренческие представления о жизнедеятельности в целом.

Ключевые слова: культура, дошкольники, воспитание дошкольников, культура поведения дошкольников, культура общения, устойчивые формы поведения.

Список источников:

  1. Борисова А.В., Пепик Л.А. Культура поведения как основа социальной адаптации личности. — Череповец: Череповецкий государственный университет, 2015. С. 22-23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23289259
  2. Гайнетдинова Г.Н. Воспитание гуманности у старших дошкольников на основе нравственных идеалов народной педагогики // Студенческий. 2022. № 21-2 (191). С. 40-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49159104
  3. Гонюкова Н.Н., Соколова Н.В., Левченко Н.С. Экологическое воспитание дошкольников // Вестник научных конференций. 2019. № 9-1 (49). С. 46-47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41341043
  4. Горлова Н.И., Старовойтова Л.И. Международная практика и ключевые тенденции сохранения культурного наследия // ЦИТИСЭ. 2022. № 3 (33). С. 388-398. EDN: MWASQS, DOI: 10.15350/2409-7616.2022.3.34
  5. Данилова О.А., Тихова Е.А. Культура поведения // Вестник научных конференций. 2017. № 10-1 (26). С. 33-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32335522
  6. Жданова Н.Н., Лащенко Н.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников в условиях комплексно-тематического построения образовательного процесса // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 12. С. 175-179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21352493
  7. Каргаполова Е.В., Дарчук М.Б., Давыдова Ю.А. Художественная литература как средство нравственного воспитания молодежи // ЦИТИСЭ. 2021. № 2 (28). С. 282-292. EDN: QHGOMN, DOI: 10.15350/2409-7616.2021.2.27
  8. Карпеева О.В. Культура общения как средство преодоления отклоняющегося поведения // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2017. Т. 2, № 4. С. 122-129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30732828
  9. Куликовская И.Э. Воспитание основ духовно-нравственной культуры дошкольников // Детский сад от А до Я. 2014. № 3 (69). С. 46-54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21796997
  10. Матюхина Е.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Инновационная наука. 2020. № 5. С. 154-156. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42804572
  11. Морева Н.В. Нравственное воспитание старших дошкольников // Научный альманах. 2019. № 8-1 (58). С. 110-112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41135937
  12. Стецюра Н.В. Сущность понятия «культура поведения» / В сборнике: Современная наука: актуальные вопросы теории и практики. Материалы региональной научно-практической конференции. — Армянск: Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 2017. — С. 92-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34932075
  13. Харабаджах М.Н. Проблема формирования культуры поведения детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 195-197. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41172822
  14. Чеботаева Л.Ф. Трудовое воспитание дошкольников в процессе ознакомление с трудом взрослых // NovaUm.Ru. 2020. № 25. С. 314-317. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43111753
  15. Щеголева Е.И. Культура поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы педагогики. 2017. № 11. С. 102-106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30707524

Библиографическая ссылка: Джагаева Т.Е., Плиева М.М. Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 102-111. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.08