ISSN 2409-7616

Быкасова Л.В., Подберезный В.В.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ В ЭВОЛЮЦИИ НАУЧНОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.38

Быкасова Л.В.1 (Россия, Ростов-на-Дону) — moeve-25-moeve@yandex.ru, Подберезный В.В.1 (Россия, Ростов-на-Дону) — podberes@mail.ru

1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Аннотация. Развитие общества, буфуркационные политические, экономические и социокультурные изменения, интенсивное разворачивание научного и педагогического знания рассматриваются в статье с позиции системного и голографического подходов, открывающих перед авторами перспективу рефлексии исторических детерминант, генезиса, эволюции и формирования знания, что позволяет рассмотреть сущность и этапы становления знания, основные тенденции производства научного и педагогического знания и его развития через призму изменения, расширения и совершенствования терминологического аппарата, отражающего смыслы в философском эго-тексте ученых, вопросы разворачивания появляющихся образовательных практик, новых дидактических образцов. Авторы проводят типологический анализ концепта «знание», что позволяет констатировать его бесспорную философскую значимость, безусловное смысловое наполнение, несомненную филогенетическую сущность, в соответствии с чем в статье имплицируется обращение к культурной и исторической парадигмам; к  образованию, как важнейшему средству обучения и воспитания субъекта; а также архитектонике опыта становления субъекта в образовании посредством наращивания знаниевого потенциала и развития тезауруса в историческом аспекте, что содействовало расширению сакрального ландшафта личности за счет разворачивания его практики социального проектирования. В результате исследования аналитической дифференциации и выявления вектора ориентации научного и педагогического знания в историческом аспекте, в моделировании когнитивной картины знания, в статье рассматривается развитие знаниевой парадигмы в технологических укладах через проблемное поле их основного ресурса, базисных факторов, принципиальных достижений и источников нарративов, что способствует установлению социального характера знаний посредством обнаружения его основных видов, характера, путей генерирования, маркёров сформированности, экранирующих сущность научного и педагогического знания.

Ключевые слова: научное и педагогическое знание, детерминанты, смыслы, опыт субъекта, факторы развития знания, парадигма.  

Список источников:

  1. Аширов Д.В., Пастухова Л.С., Турлакова О.Е. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели // Ценности и смыслы. 2021. № 2(72). С. 78-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45842668
  2. Антипова А.Н., Квашнина С.И., Новикова С.О. Оценка показателей качества тестовых материалов с целью повышения эффективности контроля знаний // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С.57-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=10607232
  3. Богуславский В., Неборский Е.В. Концепция развития высшего образования в России // Мир образования. 2016. № 5. С. 7. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30096139
  4. Давыдов В.В. Влияние Л.С. Выготского на образование. Теория, исследования и практика // Исследователь образования. 1995. № 24(3). С. 12-21. DOI: https://doi.org/10.3102/0013189X024003012
  5. Выготский Л.С. Психология развития. — М.: ЮРАЙТ, 2020. — 330 с.
  6. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М.: МИРОС, 2022. — 296 с. ISBN 5-7084-0230-Х
  7. Иванов А.В. Концептуальные идеи нового воспитания в условиях информационной образовательной парадигмы // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.188-198. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.18
  8. Иванов А.В. Методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания на разных возрастных этапах развития // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 4. С. 34-41. EDN: KBFUZP  DOI: 10.20339/AM.04-21.034
  9. Индрисова Р.А. Бесценный вклад К.Д. Ушинского в создание отечественной учебной литературы // Проблемы современного образования. 2014. № 3. С. 52-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21716886
  10. Крылова Н.Б., Бедерханова В.П., Демакова И.Д. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. 2012. № 1. С. 16-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17716528
  11. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.  — М.: Смысл, 2021. — 352 с. ISBN: 978-5-458-03987-1
  12. Мухин О.Н. Роль петровской образовательной политики в российских модернизационных процессах нового времени // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 13(141). С. 194-201. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21137814
  13. Огольцова Е.Г. Вклад М.В. Ломоносова в развитие педагогики // Молодой ученый. 2017. № 49 (183). С. 393-395.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30729414
  14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М.: Просвещение, 2019. – 680 c. ISBN: 5-87977-019-2
  15. Руль Д.В. Эволюция образовательной системы в России XIX века. Реформы и их последствия // StudNet. 2020. Т. 3, № 5. С.58-66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42861906
  16. Смолянинова О.Г., Коршунова В.В., Безызвестных Е.А., практики в образовании: поликультурный контекст: монография / отв. ред. О. Г. Смолянинова. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018. — 272 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37293595
  17. Стародубцев М.П. Образовательная политика российского государства, проводимая Петром I и Екатериной II // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 127-136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18962008
  18.  Философский словарь. — М.: Республика, 2003. — С. 165. ISBN 985-428-636-3.
  19. Эльконин Д. Б. К проблеме стадий психического развития ребенка. — М.: Советская психология, 1972. Вып. 10. — С. 225-251. DOI: https://doi.org/10.2753/RPO1061-04051003225
  20.  Белоусов А., Редько Л.А., Тихонова Е. Формирование социальных компетенций и социально ответственного мышления студентов / Европейские труды социальных и поведенческих наук (EpSBS), 2017. Том. 19: Lifelong Wellbeing in the World (WELLSO 2016): III Международный научный симпозиум. —  Томск, Future Academy, 2016. P. 728-734.
  21. Belova E.N. Networked professional development educational space // Open and Distance Education. 2017. No. 1 (65). P. 5-11. DOI: 10.17223/16095944/65/1   
  22. Bykasova L., Podbereznyi V., Petrushenko S. Education subject as a synthesis of cognitive practices. International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism». The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. SCTCMG, 2019. P. 569-576. DOI:  https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.77
  23. Croitoru I., Munteanu H. The Moralreligious Education – A Support of Selfconscience Training // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2019. Vol. 116. P. 2155-2163. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.536  
  24.  Gabdulchakov V. F. The Problems of Language Personality Formation in Russia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 146. P. 158-162.https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.08.104
  25. Le Deist F. D., Winterton J. What is competence? // Human resource development international. 2005. Vol. 8 (1). P. 27-46. DOI: https://doi.org/10.1080/1367886042000338227
  26.  Kulik A.A., Lazareva P.V., Ippolitova N.V. Competency-based approach and competencies in higher education: a theoretical review // Educational Psychology Practices in Europe and the Middle East, 2020. Vol. 8 (2). P. 645-651. http://dx.doi.org/10.20511/pyr2020.v8nSPE2.645
  27. Shyny T. Construction and validation of PS FFQ (Parenting style four factor questionnaire) // International Journal of Engineering Development and Research. 2017. Vol. 5 (3). P. 426-437. 
  28. Tham C.M., Werner J.M. Designing and evaluating e-learning in higher education: A review and recommendations // Journal of Leadership & Organizational Studies. 2005. Vol. 11(2). P. 15-25. DOI: 10.1177/107179190501100203
  29. Tomlinson P., Quinton M. Values across the Curriculum. — London, Routledge, 2017. 243 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780367352028
  30. Volkov A.V., Volkova S.V. Homo educationandus in the mirror of philosophical anthropology // Prospects for Science and Education. 2020, No. 6 (48), P. 22-30. DOI: 10.32744/pse.2020.6.2

Библиографическая ссылка: Быкасова Л.В., Подберезный В.В. Исторические детерминанты в эволюции научного и педагогического знания // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 444-457. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.38