ISSN 2409-7616

Кетоев К.Э., Дзагурова Б.Э., Сохиев М.Д., Туриев С.Б.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.32

Кетоев К.Э.1 (Владикавказ, Россия) — kesaevz@bk.ru, Дзагурова Б.Э.2 (Владикавказ, Россия) — dzhusoeva55@inbox.ru, Сохиев М.Д.2 (Владикавказ, Россия) — sozaikonstant@mail.ru, Туриев С.Б.2 (Владикавказ, Россия) — alsigur@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2Горский государственный аграрный университет

Аннотация. Статья посвящена проблемам совершенствования  физической культуры студентов на основе технологии личностно-ориентированного обучения. Актуальность представленной статьи обусловлена тем, что занятия физической культурой и спортом сегодня является одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, так как в условиях современного информационного общества молодое поколение ведут в основном малоподвижный образ жизни, резко снижается двигательная активность ввиду того, что много времени проводят у компьютеров, в различных социальных сетях, «живут» в телефонах. Все эти явления привели к девальвации таких общечеловеческих ценностей, как физическое, социальное, психическое, физиологическое здоровье, здоровый образ жизни, как совокупность обусловленных особенностями исторического развития и отобранных с точки зрения временной протяженности существования человека. Данная проблема решается наиболее эффективно на основе применения инновационных образовательных технологий на занятиях по физической культуре и спорту для студентов всех направлений подготовки, кроме направлений «49.03.01 Физическая культура» и «44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями, профиль: Физическая культура и спорт», так как у последних свои специфические, более строгие требования. В статье авторы предлагают организовать занятия по физической культуре на основе трехкомпонентной модели физической культуры и спорта, состоящей из спортивно-видового, физкультурно-оздоровительного и технологического компонентов, соответствующей физическим и морфофункциональным качествам обучающихся и учитывающей их личностные характеристики, физическую подготовленность, мотивацию, потребности и интересы. В основе разработанной модели лежит личностно-ориентированное обучение.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, двигательная активность, трехкомпонентная модель занятий по физкультуре.

Список источников:

  1. Акоев А.Р. Формирование социального здоровья студентов средствами физической культуры // ЦИТИСЭ. 2022. № 4 (34). С. 163-170. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50147742
  2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: признаки модернизации теории тестирования // Спортивно-педагогическое образование. 2019. № 1. С. 80-84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38592885
  3. Ветков Н.Е. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества // Наука-2020. 2016. № 2 (8). С. 30-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26145348
  4. Гулухиди В.И. Информационные технологии как средства повышения эффективности занятий по физической культуре и спорту в вузе // ЦИТИСЭ. 2022. № 2 (32). С. 475-482. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49134238
  5. Евтропкова Д.С., Солодовник Е.М. Особенности построения рабочей программы дисциплины «Физическая культура и спорт. Фитнес» (элективная дисциплина) // Перспективы науки. 2020. № 7 (130). С. 139-145. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44194747
  6. Идрисова Р.Ф., Крылов В.М. Физическая культура и спорт в системе высшего образования // Вопросы науки и образования. 2017. № 10 (11). С. 139-141. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30648455
  7. Кагирова А.Р. Физическая культура в социальной сфере жизни человека // Аллея науки. 2021. Т. 1, № 3 (54). С. 626-628. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46251904
  8. Келарев В.В., Лесникова Г.Н., Сеин С.Г. Основные направления совершенствования механизма государственного управления развитием сферы физической культуры и спорта // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 1. С. 227-235. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37179422
  9. Колосова Е.В. Физическая культура и спорт как профилактика эмоциональных перегрузок у студентов // Страховские чтения. 2020. № 28. С. 194-199. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44653893
  10. Лукьянова М.И. Личностно-ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения // Психология обучения. 2008. № 5. С. 49-56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11136700
  11. Малейченко Е.А., Скидан М.Н., Красюк Г.В. Физическая культура в режиме учебы и отдыха студентов // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 52. С. 769-773. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48266767
  12. Павлова С.А., Кантуева Д.Д. Личностно-ориентированное обучение и воспитание // Вестник ГГУ. 2020. № 6. С. 48-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46144131
  13. Панюта Д.С., Тюпенькова Г.Е. Физическая культура в жизни студента // Наука и образование сегодня. 2019. № 6-1 (41). С. 73-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38204898
  14. Петрова М.А., Дымбренова А.Л., Шелковников В.С., Платонова В.С. Адаптация студентов к обучению в вузе на примере дисциплины «Физическая культура и спорт» // Форум молодых ученых. 2022. № 12 (76). С. 217-220. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50156511
  15. Соколова И.В., Чистякова Е.В. Использование информационных технологий в преподавании дисциплины «Физическая культура и спорт» // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5. № 4. С. 16-23. URL: https://elibrary.ru/query_results.asp
  16. Халатян Б.В. Физическая культура и спорт: какую роль они играют в высшем образовании? // Форум молодых ученых. 2021. № 12 (64). С. 244-247. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47757658

Библиографическая ссылка: Кетоев К.Э., Дзагурова Б.Э., Сохиев М.Д., Туриев С.Б. Личностно-ориентированная технология совершенствования физической культуры студентов // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 378-386. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.32