ISSN 2409-7616

Быков А.К.

ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА НА ЛЕКЦИИ

УДК 378.126

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.31

Быков А.К.1 (Москва, Россия) — akbikov@mail.ru

1Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации

Аннотация. В статье исходной установкой выступает нормативная обязательность на лекции в военном вузе применения преподавателем приемов стимулирования активной познавательной деятельности курсантов. Под познавательной деятельностью обучающихся в высшей школе понимается целенаправленный процесс их активных интеллектуальных и практических действий по освоению учебных дисциплин, овладению знаниями, навыками, умениями, компетенциями. Педагогический прием интерпретируется как способ выполнения действия посредством определенных операций; приемом может выступать и само действие. Педагогические приемы выступают структурным элементом педагогической деятельности и педагогической техники преподавателя военного вуза. Приемы активизации познавательной деятельности курсантов военных вузов на лекции, по основанию зависимости от используемых способов активизации познавательной деятельности, классифицированы на следующие группы: 1) приемы, способствующие возникновению проблемной ситуации в ходе лекции; 2) приемы повышения познавательного интереса к излагаемому материалу, привлечения к нему внимания; 3) приемы привлечения преподавателем внимания к себе и своей речи; 4) приемы актуализации мотивации курсантов к изучению учебного материала при проведении вступительной, основной и заключительной части лекции; 5) приемы, относящиеся к культуре речи. Приведены некоторые примеры применения приемов активизации познавательной деятельности обучающихся в творчестве видных российских деятелей, педагогов. Обосновываются актуальные факторы выбора преподавателем приемов активизации познавательной деятельности курсантов на лекциях.

Ключевые слова: познавательная деятельность, военный вуз, курсанты военных вузов, активизация познавательной деятельности, лекция, педагогический прием, приемы активизации познавательной деятельности.

Список источников:

  1. Быков А.К.  Интерактивная лекция как форма учебного занятия в высшей школе // ЦИТИСЭ.  2017.  №2 (11). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29461681
  2. Быков А.К. Совершенствование педагогической техники преподавателей высших военных училищ: Дис…..канд. пед. наук, 1994. — 331 с.
  3. Быков А.К.  Педагогическая техника преподавания учебных дисциплин в военно-учебном заведении. — М.: Военный университет, 2000. — 121 с.
  4. Быков В.П. Интерактивное обучение как основа активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в военном вузе // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т.4, №2. С.36-43. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-36-43
  5. Волошко В.В., Захаров В.А. Эмоции на службе обучению. Интенсификация и активизация познавательной деятельности курсантов в образовательной деятельности // Вестник военного образования. 2019. №3(18). С. 58-62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38238184
  6. Голякова В.А. Особенности подготовки и чтения лекций в военном вузе на основе ситуаций познавательного затруднения (на примере дисциплины «Информатика» // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т.11, №2. С. 100-105. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-2-100-107
  7. Дармокрик Г.П., Малюков В.А. Методы активизации познавательной деятельности курсантов // Вестник Науки и Творчества. 2017. № 2 (14). С. 66-70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28765797
  8. Евтушенко Ю.Л., Сирик С.Н., Поволоцкий К.В. Педагогические условия формирования учебно-познавательной активности курсантов военных училищ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2020. №2. С.68-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43846160
  9. Жирнова Н.К. Активизация познавательной деятельности курсантов военного вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2013. Т.7,  №2. С.36-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24373115
  10. Изосимов Д.В. Активизация учебно-познавательной деятельности курсантов военного вуза с применением активных методов обучения // Universum: психология и образование.  2020. №2(68). С. 10-12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42405083
  11.  Клемин А.А. Активизация познавательной деятельности курсантов военного вуза // Военная мысль. 2011. №9. С.31-36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16871907
  12.  Надежин Н.Н., Андриенко Ю.И. Активизация познавательной деятельности курсантов // Вестник Белгородского юридического института МВД России.  2015. №2. С. 61-69. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24306628
  13. Попова Н.И. Активизация познавательной деятельности курсантов военных высших учебных заведений // The Scientific Heritage. 2020. №53. С.53-57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44158418
  14.  Смурыгин А.В., Дрига В.Г., Асеев В.А. Проблемная лекция как способ развития творческого мышления слушателей и курсантов // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. №16. С.57-67. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44429060
  15.  Стрелецкий Я.И. Методология активизации познавательного интереса курсантов вузов на лекциях по дисциплине «Философия» // Вестник военного образования. 2019. №1(19). С. 80-87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36863992

Библиографическая ссылка: Быков А.К. Приемы активизации познавательной деятельности курсантов военного вуза на лекции // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 366-377. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.31