ISSN 2409-7616

Ланина С.Ю.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 372.851

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.28

Ланина С.Ю.1 (Благовещенск, Россия) — swetl.lanina@yandex.ru

1Благовещенский государственный педагогический университет

Аннотация. Математика, как отрасль науки, всегда была и остается неотъемлемой частью в процессе становления новых научных исследований. Те понятия, методы, идеи, которые зародились в математике, со временем стали носить общенаучный характер. Но математика, как наука, как школьный предмет, как вузовская дисциплина не должна стоять на месте, она должна идти в ногу со временем. Цель исследования выявление основных тенденций развития школьного математического образования. Проведенный анализ статей по данной тематике, анализ нормативно-правовые документы, относящиеся к организации и осуществления образовательного процесса в школе в целом, и предметной области математика в частности, а также опрос школьных учителей математики помоги выделить следующие тенденции развития школьного математического образования: 1) организация проектная деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время; 2) применение цифровых, информационных и коммуникационных образовательных технологий на занятиях по математике; 3) использование образовательных и технологических ресурсов центров «IT-куб», «Точка роста», технопарка «Кванториум» при организации математического образования; 4) включение в содержательную часть математического образования – математической информатики; 5) практико-ориентированность обучения математики; 6) учет индивидуальных особенностей обучающихся. Приведено подробное описание каждой из выделенных тенденций. Так, например, для тенденции организация проектная деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время, представлены конкретные варианты интегративных проектов, раскрывающие содержательные связи математики с такими предметными областями как: физики, химия и биология.

Ключевые слова: тенденции, математическое образование, основное общее образование, основное среднее образование.

Список источников:

  1. Сагателова Л.С. Среднее общее математическое образование в современный период: особенности, тенденции, перспективы // Primo Aspectu. 2022. № 2(50). С. 49-54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48613714
  2. Пардала А. Информатизация математического образования: дидактические возможности, опыт и зарубежные тенденции // Информатика и образование. 2019. № 6(305). С. 49-55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39671752
  3. Дробышева И.В., Дробышев Ю.А. Цифровизация как вектор трансформации математического образования // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2021. № S2-1(31). С. 78-81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46463292
  4. Подлипский О.К. Современные тенденции развития образования и математическая подготовка школьников // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 1(44). С. 94-102. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42896496
  5. Далингер В.А. Состояние и проблемы российского математического образования в аспекте требований болонской декларации // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020. № 2(34). С. 30-35. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43168654
  6. Ежикова Н.Ю. Инновации и инновационные подходы в педагогической науке // Мир образования — образование в мире. 2019. № 1(73). С. 154-161. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38321239
  7. Сагателова Л.С., Сахарчук Е.И. Проектирование математического образования в общеобразовательных организациях: управленческий аспект // Primo Aspectu. 2021. № 2(46). С. 74-81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45840430
  8. Сорокин П.С., Вятская Ю.А. Международная экспертная повестка в образовании: ключевые характеристики и проблемные зоны // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 1. С. 11-52. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48043459
  9. Тестов В.А., Перминов Е.А. Роль математики в трансдисциплинарности содержания современного образования // Образование и наука. 2021.  Т. 23, № 3.  С. 11-34. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45272882
  10. Казин Ф.А., Лукьянова Н.Г. Школа сегодня и завтра глазами старшеклассников // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 155-189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49059506
  11. Авдеева С.М., Уваров А.Ю., Тарасова К.В. Цифровая трансформация школ и информационно-коммуникационная компетентность учащихся // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 218-243. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48162617
  12. Де Корте Э. Проектирование учебного процесса: создание высокоэффективных образовательных сред для развития навыков саморегуляции // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 30-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41505548
  13. Ланина С.Ю. Особенности применения цифровых инструментов при обучении математике // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 7(209). С. 232-235. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49296948
  14. Кубекова Н.А., Коробова И.П. Современное математическое образование: философский аспект // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2019. № 1(18). С. 34-37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41413502
  15. Щербатых С.В., Лыкова К.Г., Полякова А.Ю. Развитие вероятностного стиля мышления в условиях цифровизации математического образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2019. Т.7, №6. С. 36-43. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42222037

Библиографическая ссылка: Ланина С.Ю. Основные тенденции развития школьного математического образования // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 338-345. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.28