ISSN 2409-7616

Львова С.В.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА

УДК 37.015.3

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.21

Львова С.В.1 (Москва, Россия) lvovasv@mgpu.ru

1Московский городской педагогический университет

Аннотация. В данной работе были рассмотрены теоретические подходы и эмпирические результаты исследования психологических особенностей самоотношения и переживания одиночества в подростковом и юношеском возрастах. В начале статьи проведен обзор литературных источников, позволяющих ответить на вопрос о сущности феномена одиночества. Осуществлен сравнительный анализ основных подходов к пониманию ее происхождения, о возможной связи с другими индивидуально-психологическими, возрастными и личностными качествами человека. В связи с выделенной проблематикой в фокус нашего внимания попала определенная возрастная группа, подростки и юноши. В исследовании приняли участие учащиеся школ города Москвы и студенты Московского городского педагогического университета, с которыми был проведен блок диагностических методик: «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев), «Тест уровня школьной тревожности Филлипса», «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантилеев), «Опросник для определения вида одиночества» (С.Г.Корчагина), «Исследование волевой саморегуляции» (А.В. Зверьков, Е.В. Эйдман). Феномен одиночества изучался как фактор, влияющий на психическое здоровье в подростковом и юношеском возрастах. Исследовалось как положительное, так и негативное воздействие данного явления на психику. Рассматривалась взаимосвязь между самоотношением, переживанием одиночества и уровнем тревожности. Анализировались различия восприятия одиночества между младшими и старшими подростками. Научная актуальность подобного анализа, состоит в том, что он позволяет понять некоторые скрытые до настоящего времени психологические механизмы возникновения данного феномена, в частности, роль процессов психологической саморегуляции в их генезе. Знание же этих механизмов может открыть путь к научно обоснованному поиску путей психологической коррекции и психотерапии состояний, связанных с переживанием одиночества.

Ключевые слова: младшие и старшие подростки, самоотношение, чувство одиночества, тревожность, внутренняя конфликтность, сопротивляемость стрессу, самообвинение, самоуверенность, саморуководство, самопринятие, настойчивость, самообладание, социальная активность.

Список источников:

  1. Борисова Н.А., Белобрыкина О.А., Гейдебрехт Н.А., Штайц Т.К. Школьная тревожность: противоречия диагностики (на примере анализа методики Б. Филлипса) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. №2. С. 123-165. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28937821
  2. Вульф Т. Одиночество [Электронный ресурс]. URL: https://www.beesona.ru/aphorisms/teyron_vulf/  (Дата обращения: 14.01.2023)
  3. Литвак М.Е Психология одиночества. [Электронный ресурс]. URL: http://litvak.me/statyi/article_post/odinochestvo-1  (дата обращения: 14.01.2023)
  4. Львова С.В. Психолого-педагогическая поддержка подростков «группы риска» // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2017. № 6. С. 91-97. DOI: 10.26653/2076-4685-2017-6-09
  5. Львова С.В. Жизнестойкость и стрессоустойчивость у старшеклассников и студентов в учебной деятельности // ЦИТИСЭ. 2021. № 1 (27). С. 65-75. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.06
  6. Макшанцева Л.В., Луцкова Е.А. Определение взаимосвязи уровня тревожности и адаптивности подростков // Системная психология и социология. 2014 г. № 4 (12). С. 74-81. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22911480
  7. Морозова Т.Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте // Системная психология и социология. 2014. № 1 (9) . С. 89-99. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=soafyd
  8. Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Котова О.В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 5–22. EDN: QWTSDN, DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.1
  9. Романова Е.С., Рыжов Б.Н., Котова О.В. Половозрастные особенности самооценки социоцентрических видов мотивации // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 5–20. EDN: VHZWSC, DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.1
  10. Фризен М.А. Рефлексивность как ресурс проектирования саморазвития. // Modern Research of Social Problems. 2015. №7(51). С 422–440. DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2015-7-33
  11. Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. и примечания А.И. Фета. — Nyköping (Sweden): Philosophical arkiv, 2016. — 231 с. ISBN 978-91-983073-5-1
  12. Худаева М.Ю. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2017. № 13 (147). С. 212-215.
  13. Stickley A., Koyanagi A., Koposov R. Loneliness and health risk behaviours among Russian and U.S. adolescents: a cross-sectional study // BMC Public Health. 2014. Vol. 14, No. 366. DOI:10.1186/1471-2458-14-366
  14. Pantic I. Online Social Networking and Mental Health // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2014. Vol. 17, No. 10. DOI:10.1089/cyber.2014.0070
  15. Boss L., Kang D.-H. Branson S. Loneliness and cognitive function in the older adult: a systematic review // International Psychogeriatric Association. 2015. Vol. 27(04). P.1-13. DOI: 10.1017/S1041610214002749
  16. Hawkley L.C., Cacioppo J.T. Loneliness Matters: A Theoretical and Empirical Review of Consequences and Mechanisms // Annals of Behavioral Medicine. 2010. Vol. 40, Issue 2. P. 218-227. DOI:10.1007/s12160-010-9210-8
  17. Arrington-Sanders R. Adolescent Psychosocial, Social, and Cognitive Development  // Pediatrics in Review. 2013. Vol. 34(8). P. 354-359. DOI:10.1542/pir.34.8.354
  18. Matthews T., Danese A., Wertz J. Social isolation, loneliness and depression in young adulthood: a behavioural genetic analysis // Social Psychiatry Psychiatric Epidemiology. 2016. Vol. 51. P. 339-348. DOI:10.1007/s00127-016-1178-7

Библиографическая ссылка: Львова С.В. Возрастные особенности самоотношения и переживания одиночества // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 267-279. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.21