ISSN 2409-7616

Тарабановская Е.А., Храмова М.В.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ В КОМПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.13

Тарабановская Е.А.1 (Астрахань, Россия) — lesya.sky@mail.ru, Храмова М.В.1 (Астрахань, Россия) — parhomceva@yandex.ru

1Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева

Аннотация. Цель исследования выявление педагогических условий развития проектно-творческих способностей будущих архитекторов в композиционной деятельности.  Устойчивое формирование композиционной организации в контексте развития творческого потенциала будущих архитекторов явно недооценено и недостаточно исследовано. Проблема выявляется в том, что будущие архитекторы в образовательном процессе вуза не в полной мере владеют композиционно-художественной информацией, система вузовской подготовки находится в области стереотипов (доминируют традиционные репродуктивные технологии обучения и однонаправленность процесса освоения готовых знаний, недооцениваются интерактивные формы занятий, не инициируются новаторские идеи в композиционных вопросах и, зачастую, отсутствуют знания междисциплинарных областей при разработке проектов).По мере развития практики и теории архитектурной педагогики менялись представления о целевых задачах дисциплин «Рисунок», «Архитектурный рисунок». Авторы анализируют академическую систему обучения где рисунок не имеет выраженных особенностей в подготовке специалистов визуальных искусств. Приходят к выводу, что в обучении рисунку архитектора сутью методики должно становиться аналитическое восприятие натуры. Целью рисования архитекторов, независимо от объектов и условий изображения: натура или воображение, должно быть — профессиональный перевод архитектурных явлений с языка пространственных образов на язык визуальной композиционной деятельности.

Ключевые слова: рисунок, проектно-творческая деятельность, композиционное мышление, процесс, развитие.

 Список источников:   

  1. Кораблев А.А. БАУХАУС и ВХУТЕМАС: отличия немецкой школы архитектуры и дизайна от советской // Инновационная наука. 2022. № 105. С.72-78.
  2. Кравченко М.И. Значение рисунка в проектной деятельности архитектора // Молодой ученый. 2017. №42 (176). С.16-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30395020
  3.  Приказчикова Н.П., Волошина А.С., Афиногенова В.В. Изобразительное искусство как аспект формирования архитектора и его значение в профессиональной деятельности // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2021. №1(37). С.69-72. EDN: FDNUOU, DOI: 10.52684/2312-3702-2022-39-1-69-72
  4. Шенцова О.М., Беседина И.В., Булычева С.В. Развитие интереса к профессиональной подготовке в вузе у будущих архитекторов и дизайнеров на текущем этапе // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2022. №1(39). С.33-40. EDN: ZESYKM, DOI: 10.52684/2312-3702-2021-36-2-33-40
  5. Никитина Н.П. Творческий процесс в архитектурном проектировании// Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 1101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25324792
  6. Быков В.А., Саньков П.Н. Проблемы творчества в архитектурной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. С. 70-78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16589293
  7. Маркелов В.И. Потенциал профессионально-творческой самоактуализации студентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. № 3. С. 76-82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17937576
  8. Буркецова А. Н. Мотивация труда персонала // Молодой ученый. 2016. №12. С. 1147-1150.
  9. Барыкина А.И., Маркелова Т.В., Лобанов С.Н. — Психографический тест В.Г. Леонтьева как инструмент исследования мотивационных процессов: обзор применения // Психолог. 2017. № 5. С. 55-76.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30353607
  10. Лукин А.Е. Обобщение опыта преподавания рисунка геометрических тел по воображению // Региональные архитектурно-художественные школы, Новосибирский государственный университет архитектуры и дизайна  2018. № 1. С.168-171. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37621766
  11. Ефимов А.В. Мировые художественные течения и архитектурное творчество. Часть 3 // Architecture and Modern Information Technologies. 2017. №2 (39). С.312-327. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29127726
  12. Hansen J. Medway G., Linscott C. Рисуем архитектуру / Перевод: Степанова Л./ — М.: АСТ, 2020. — 128 с.
  13. Аристид Дж. Уроки классического рисунка: Техники и приёмы из художественной мастерской. — М.:  Манн, Иванов и Фербер,  2017. — 208 с. ISBN: 978-5-00100-718-0
  14. Портнова И.В. Значение архитектурного рисунка «Старых мастеров» в современном учебном процессе студента-архитектора // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 1. С. 45-54.      EDN: NWEHKZ, DOI: 10.18384/2310-7219-2020-1-45-54
  15. Образовательные программы. Астраханский государственный университет им. В.Н.Татищева (ФГОС ВО).  [Электронный ресурс]. URL: 07_03_01_5_o_pr1_oop_2021.pdf (asu.edu.ru)  (Дата обращения: 22.11.2022)

Библиографическая ссылка: Тарабановская Е.А., Храмова М.В. Педагогические условия развития проектно-творческих способностей будущих архитекторов в композиционной деятельности // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 155-164. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.13