ISSN 2409-7616

Иванчук О.В., Плащевая Е.В.

ВОПРОСЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

УДК 378:004.773.5

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.12

Иванчук О.В.1 (Астрахань, Россия) — olgaiva@astgmu.ru, Плащевая Е.В.2 (Благовещенск, Россия) — elena-plashhevaja@rambler.ru

1Астраханский государственный медицинский университет

2Амурская государственная медицинская академия

Аннотация. Телемедицина в последние годы приобретает все большую популярность. Как правило, телемедицину позиционируют лишь как дистанционное оказание медицинских услуг населению в рамках решения задач диагностики и лечения различного рода заболеваний и травм. Однако, возможности телемедицины позволяют реализовать задачи, связанные с обменом опытом в интересах улучшения здоровья населения, с непрерывным образованием медицинских работников. Увеличению объемов оказанных телемедицинских услуг способствует развитие технологий, инфраструктуры и цифровизация различных сфер деятельности человека, в том числе и цифровизация здравоохранения. Поэтому практикующие врачи и будущие выпускники медицинских вузов должны быть подготовлены к оказанию медицинских услуг в дистанционном формате с применением информационно-коммуникационных технологий. Нами установлено, что в работах зарубежных авторов отмечается обеспокоенность относительно подготовки будущих врачей к оказанию такого рода услуг, доказанная в результате проведенных исследований. В рамках нашего исследования мы выявили уровень знаний в области телемедицины у студентов, их отношение и перспективу применения телемедицины в будущей профессиональной деятельности. В качестве диагностического аппарата мы воспользовались опросником, разработанными зарубежными авторами, показавшим свою эффективность в работах исследователей разных стран. Обобщение результатов показало: студенты и ординаторы последнего года обучения имеют высокий уровень знаний о технико-технологических особенностях реализации телемедицины и низкий уровень знаний в области этики и нормативной правовой сферы; большинство респондентов положительно относятся к телемедицине и планируют использовать в собственной практике. Применение многофакторного анализа не выявило значимых зависимостей между, например, гендерными, возрастными различиями и знаниями /отношениями/перспективами применения телемедицины.

Ключевые слова: телемедицина, обучение студентов и ординаторов медицинских вузов.

Список источников:

  1. Итинсон К.С., Чиркова В.М. Применение телемедицинских технологий в процессе обучения студентов-медиков и повышения квалификации врачей //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, №. 1 (30). С. 149-151. EDN: ZIRDOD, DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0034
  2. Анализ рынка телемедицины в России в 2017-2021 гг, прогноз на 2022-2026 гг. Перспективы рынка в условиях санкций.  [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.rbc.ru/research/47122/  (Дата обращения: 01.01.2023).
  3. Kong S.S., Azarfar A., Ashour A. Awareness and Attitudes Towards Telemedicine Among Medical Students in the United States // Cureus. 2020. Vol .19, No. 12(11). P.11574. DOI: https://doi.org/10.7759/cureus
  4. Марков Б.Б. Понятие телемедицины и её компоненты в праве некоторых штатов США // Legal Bulletin. 2022. Т.7, №. 1. С. 86-93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48236142
  5. Шалберкина В.Б. Об отдельных проблемах оказания медицинской помощи с применением телемедицинских услуг // Вестник университета О.Е.Кутафина. 2022. № 6. С. 161-170. DOI: https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.94.6.160-170
  6. Смирнова Е.А., Шишанова А.А. Телемедицина в новых правовых реалиях // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2018.  № 3. С. 91-97. DOI: https://doi.org/10.29188/2542-2413-2018-4-3-91-97
  7. Talal A.H., Sofikitou E.M., Jaanimägi U. A framework for patient-centered telemedicine: Application and lessons learned from vulnerable populations // J Biomed Inform. 2020.  Vol. 112. P.103622. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbi.2020.103622   
  8. Waseh S., Dicker A.P. Telemedicine Training in Undergraduate Medical Education: A Review of Mixed Methodsм // JMIR Med Educ. 2019. Vol. 5 (1). P.12515. DOI: https://doi.org/10.2196/12515
  9. Bashshur R.L., Shannon G.W., Krupinski E.A. National telemedicine initiatives: essential to healthcare reform // Telemed J E Health. 2009. Vol. 15(6). P.600-610. DOI: https://doi.org/10.1089/tmj.2009.9960 
  10. Yaghobian S., Ohannessian R., Mathieu-Fritz A. National survey of telemedicine education and training in medical schools in France // Journal of Telemedicine and Telecare. 2020. Vol. 26(5). P.303-308. DOI: https://doi.org/10.1177/1357633X18820374  
  11. Al-Sharif G.A., Almulla A.A., Al Merashi E. Telehealth to the Rescue During COVID-19: A Convergent Mixed Methods Study Investigating Patients’ Perception // Front Public Health. 2021. Vol.39. P.730647. DOI: https://doi.org/10.3389/fpubh
  12.  Nguyen M., Waller M., Pandya A. A review of patient and provider satisfaction with telemedicine // Curr Allergy Asthma Rep. 2020. Vol. 20(11). P.72 DOI: https://doi.org/10.1007/s11882-020-00969-7
  13. Wong A., Bhyat R., Srivastava S. Patient care during the COVID-19 pandemic: Use of virtual care // J Med Internet Res. 2021. Vol.  23(1). P.20621 DOI: https://doi.org/10.2196/20621 
  14. Lehrer M., Murray S., Adler C. Telemedicine education for undergraduate medical students // Meeting of Keck School of Medicine of the University of Southern California. 2019. Vol. 5(1). P.12515. DOI: https://doi.org/10.2196/12515
  15. Шадеркин И.А. Барьеры телемедицины и пути их преодоления // Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2022. Т. 8, № 2. С. 59-76. EDN: SOXZRL, DOI: 10.29188/2712-9217-2022-8-2-59-76

Библиографическая ссылка: Иванчук О.В., Плащевая Е.В. Вопросы телемедицины: проблемы изучения в медицинских вузах // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 144-154. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.12