ISSN 2409-7616

Селиванова М.А., Фролова О.В., Максимова М.В., Этуев Х.Х., Александрова Л.Д.

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЦИФРОВАЯ МАСТЕРСКАЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

УДК 378.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.07

Селиванова М.А.1 (Москва, Россия) — maaselivanova@fa.ru, Фролова О.В.1 (Москва, Россия) — ovfrolova@fa.ru, Максимова М.В.1 (Москва, Россия) — mvmaksimova@fa.ru, Этуев Х.Х.1 (Москва, Россия) — kkehtuev@fa.ru, Александрова Л.Д.1 (Москва, Россия) — ldaleksandrova@fa.ru

1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация. На сегодняшний день вызовы онлайн-образования требуют от образовательных организаций высшего образования оказания систематической методической поддержки преподавателей. В данной статье приводится пример проекта, направленного на организацию работы преподавателей высшей школы в цифровой образовательной среде. Представлен успешный опыт реализации инициативного проекта «Цифровая мастерская преподавателя» Института онлайн-обучения Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Проект был запущен в ноябре 2019 года и до настоящего времени имеет большой охват онлайн-слушателей из числа преподавателей высшей школы, специалистов онлайн-образования различных образовательных организаций высшего образования как России, так и других стран. Авторами представлены результаты исследования, проводимого в два этапа, в 2020 и 2022 годах, в форме онлайн-опросов среди профессорско-преподавательского состава — участников проекта «Цифровая мастерская преподавателя». Исследование было посвящено особенностям реализации инициативного проекта, которое было призвано выявить трудности в организации преподавательской деятельности, запросы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования при использовании цифровых образовательных технологий и сервисов для организации процесса обучения, оценивания, взаимодействия с обучающимися в цифровой среде и др. Проект «Цифровая мастерская преподавателя» имеет практико-ориентированный характер, проводится в формате обучающих вебинаров, мастер-классов и дискуссий с экспертами-практиками, где обсуждаются вопросы использования и применения различных цифровых сервисов, инструментов и технологий для решения определенных педагогических задач. Данный опыт показывает необходимость и актуальность развития подобных проектов, востребованность как среди преподавателей, так и руководства образовательных организаций. Подобный опыт может быть тиражирован в других образовательных организациях высшего образования.

Ключевые слова: инициативный проект, Цифровая мастерская преподавателя, вебинар, цифровые технологии, сервисы, инструменты, дистанционное обучение, цифровизация образования, цифровая образовательная среда.

Список источников:

  1. Костина С.Н. Готова ли инфраструктура региональных вузов к решению задач цифровой трансформации? // Университетское управление: практика и анализ.  2021. Т. 25. №. 3. С. 14-32. EDN: KGZCMU, DOI: 10.15826/umpa.2021.03.024
  2. Лобова С.В. Удаленный режим работы преподавателей российских вузов в условиях пандемии COVID-19: основания и восприятие // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров.  2020. № 7. С. 208-213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44342188
  3. Другова Е.А. Цифровизация обучения в российских университетах в 2021 г.: растущее окно возможностей // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Сороковой, Н. П. Радчиковой. — М.: МГППУ, — С. 589-608.
  4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки.  2012. №. 14 (273). С. 86-91. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=17737351
  5. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. №5. С. 72-81. EDN: VRVYDD, DOI: 10.21686/1818-4243-2020-5-72-81
  6. Фролова О.В. Разработка системы профессиональной поддержки учителей в условиях онлайн-обучения в школе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. №. 4 (44).  С. 82-92. EDN: AQWJFT, DOI: 10.54509/22203036_2021_4_82
  7. Татаринов К.А., Музыка С.М. Развитие цифровых компетенций у преподавателей и студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. №4 (33). С. 171-174.  EDN: IPVJQZ, DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0043
  8. Рогозин Д.М., Солодовникова О.Б., Ипатова А.А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования // Вопросы образования. – 2022. №. 1. С. 271-300. EDN: KLQTLU, DOI: 10.17323/1814-9545-2022-1-271-300
  9. Французская Е.О. Дистанционное обучение глазами преподавателей и студентов // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. №6 (34). С. 82-90. EDN: TLDXHR, DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-82-90
  10. Ковалев В.В., Дятлов А.В., Лацвеева А.В. Качество высшего образования в России: когнитивные ресурсы онлайн-обучения // Наука. Культура. Общество. 2022. №2. С. 57-69. EDN: GUCHUU, DOI: 10.19181/nko.2022.28.2.5
  11. Пашков М.В., Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. №3. С. 40-57. EDN: RUBCXA, DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-40-57
  12. Хайруллина Э.Р. Анализ преимуществ и достоинств онлайн-образования в высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2021. №. 5 (148). С. 60-66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47697259
  13. Кочеткова И.С., Терская Л.А. Опыт использования системы электронного обучения (Moodle) в общенаучных и специальных дисциплинах // АНИ: педагогика и психология. 2017. №4 (21). С. 93-97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32283568
  14. Каменева Е.А., Можаева Г.В., Селиванова М.А. Цифровые образовательные технологии в условиях повышения международной конкурентоспособности университетов // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2020. №3. C.123-136. EDN: HZIXQL, DOI: 10.33983/2075-1826-2020-3-123-136
  15. Новикова Е. С. Современные тенденции развития российского высшего образования в условиях цифровизации мировой экономики // Вестник университета. 2021. №7. С. 67-73. DOI: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-7-67-73

Библиографическая ссылка: Селиванова М.А., Фролова О.В., Максимова М.В., Этуев Х.Х., Александрова Л.Д. Опыт реализации проекта «Цифровая мастерская преподавателя» // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 83-97. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.07