ISSN 2409-7616

Герций Ю.В., Сизикова В.В., Аникеева О.А., Прянишникова О.Д.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ПРОФЕССИЙ

УДК 378.14

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.05

Герций Ю.В.1 (Москва, Россия) — gertsi@vcot.info, Сизикова В.В.2 (Москва, Россия) — 1699636@mail.ru, Аникеева О.А.3,4 (Москва, Россия) — olga-double@mail.ru, Прянишникова О.Д.1 (Москва, Россия) — opryanishnikova@vcont.info

1Всероссийский научно-исследовательский институт труда

2Мобильное электронное образование

3Центр развития социального образования

4Российский государственный социальный университет

Аннотация. В статье «Профессиональные компетенции социального работника и специалиста по социальной работе: настоящее и будущее профессий», проанализированы существующие пути и методы интеграции рынка труда и социального образования на основе стандартизации профессиональной деятельности и высшего образования, системного и компетентностного подходов, а также учитывая сближения подходов к подготовке кадров. Исследования, проведенные в 2013–2022 гг., стали основой для разработки профессиональных стандартов в социальной работе, а также стандартов высшего и среднего профессионального образования, их адаптации и развития современных условиях Российской Федерации. Дана соответствующая оценка, касающаяся стратегических перспектив развития профессий «Специалист по социальной работе» и «Социальная работа», включая возможности подготовки соответствующих кадров. Авторы пришли к убеждению того, что опыт моделирования профессиональных стандартов и их адаптации со стандартами образовательными позволяет изменить содержание профессиональной деятельности, ориентировать ее не только на актуальные запросы граждан, но и на достижение стратегических целей. В свою очередь это меняет векторы развития социального образования, содержание подготовки и переподготовки кадров социальной работы. Выводы, сделанные в результате проведенного исследования, позволяют выявить перспективы, а также барьеры и риски стандартизации профессиональной деятельности в социальном образовании, учесть возможности учета требований профессиональных стандартов в образовательной деятельности поданному направлению. В целом, материал исследования имеет теоретическую и практическую ценность для тех, кто занимается решением вопросов данной проблемы.

Ключевые слова: социальная работа, специалист по социальной работе, компетенции специалиста по социальной работе, профстандарт, образовательный стандарт, социальное образование, дополнительное профессиональное образование.

Список источников:

  1. Аникеева О.А., Сизикова В.В. Опыт интеграции рынка труда и образования посредством стандартизации профессиональной деятельности в социальной работе в России // Отечественный журнал социальной работы. 2022. № 3 (90). С. 141-153. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49835119
  2. Гасумова С.Е. Переход к проактивному предоставлению социально значимых услуг в электронной форме как новый тренд социальной работы в России // Отечественный журнал социальной работы. 2020. № 4. С. 113-120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44716733
  3. Гранин Ю.Д. Запад и альтернативные стратегии модернизации // Век глобализации. 2017. №3 (23). С. 17-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30266877
  4. Егорычев А.М., Кретинин А.С., Сарычев А.С. Идеология, интеграционные процессы и прогнозирование: возможности и перспективы развития государства и общества // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.459-472. EDN: FWRRJS, DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.40
  5. Егорычев А.М., Ахтян А.Г., Квитковская А.А. Воспитание в системе российского образования: необходимость оптимизации и модернизации // ЦИТИСЭ. 2022. — № 4. — C. 612-623. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.55
  6. Крысова Е.В. Становление социальной работы в Словакии // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. №4 (16). С. 16-32. EDN: BGRTLO, DOI: 10.30914/2411-3522-2018-4-4-16-21
  7. Митяева А.М., Егорычев А.М., Фомина С.Н. Развитие ценностей русской культуры в отечественном социальном образовании // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. 3(80). С. 302-309. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37878189
  8. Практика социальной работы в современном глобальном мире: пересечение культур и времен: коллективная монография / под общ ред. М.В. Фирсова, Я.В. Шимановской — М.: РГСУ, 2018. — 282 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35284661
  9. Проблематика помогающих профессий в разных сферах общественной жизни: монография / под ред. Л.Ю. Овчаренко, А.М. Тютченко. — М.: Перо, 2017. — 342 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30271824
  10. Профессиональное образование в условиях развития информационного общества в России: контекст профессиональной подготовки специалистов социальной сферы: коллективная монография / Егорычев А.М., Фомина С.Н., и др. — М.: РГСУ, 2020. — 378 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44828170
  11. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития / Егорычев А.М., Фомина С.Н., и др.: коллективная монография. — М.: РГСУ, 2019. — 352 с.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41222164
  12. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Идеология профессионализма и социальное государство // Антропология профессий или Посторонним вход разрешен / науч. ред.: П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. – М.: ЦСПГИ, 2011. —  С. 64–81.
  13. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований: монография. — М.: Вариант, 2015. — 234 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29208861
  14. Серебрякова В.Ю., Григорьева М.И. Стандартизация социальных услуг: правовые и научные аспекты // Социальная политика и социальное партнерство. 2020. № 3. С. 24-36. DOI: 10.33920/pol-01-2003-03
  15. Сизикова В.В., Аникеева О.А. Роль учебно-методического объединения в развитии подготовки специалистов по социальной работе // Медико-социальная работа: теория, технологии, образование: матер. I Всероссийской научно-практ. конф. с междунар. участием (25 марта 2021 г.) / отв. ред. А.В. Мартыненко. — М.: Либри Плюс, 2021. — С  208-213 (283 с.). ISBN 978-5-906282-43-9
  16. Фирсов М.В., Вдовина М.В., Савинов Л.И. Цифровизация российской социальной работы: современная практика и пути развития //             Теория и практика общественного развития. 2020. № 9(151). С.13-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43985507
  17. Шляпина С.Ф. Формирование ценностных ориентаций молодёжи и их влияние на построение профессиональных траекторий // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С. 460-469. EDN: ZCAWVH, DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.42
  18. Юлиусдоттир С., Петерссон Я. Общие стандарты по образованию в области социальной работы в странах Северной Европы – к постановке проблемы // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2, № 3. С. 399-420. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9535982
  19. Anikeeva O.A., Sizikova V.V., Kozlovskaya S.N. Professional and Personal Competences of Managerial Staff in the System of Social Services for the Population // AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. 2019. Vol. 9, No. 1(S6). P. 51–54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37421236
  20. Medvedeva G.P., Shimanovskaya Ya.V. Well-being as Meaning of Social-and-humanitarian Activities / The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Future Academy, 2018. P. 778-0784. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.96
  21. Mentus V. Traditional value orientation and religiosity — a multilevel analysis across Europe // Research Result. Sociology and Management. 2021. Vol. 7, No. 3. P. 34-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46655671   
  22. Flexner A. Is social work a profession? // School and Society. 1915. Vol.

Библиографическая ссылка: Герций Ю.В., Сизикова В.В., Аникеева О.А., Прянишникова О.Д. Профессиональные компетенции социального работника и специалиста по социальной работе: настоящее и будущее профессий // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 56-69. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.05