ISSN 2409-7616

Шляпина С.Ф.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОСТРОЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ

УДК 378                                              

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.42

Шляпина С.Ф.1 (Тюмень, Россия) — shlyapina.sf@gausz.ru

1Государственный аграрный университет Северного Зауралья

Аннотация. В статье рассматриваются понятия профессионального самоопределения, ценностных ориентаций, влияние ценностных ориентаций на построение профессиональной траектории, исследуются особенности формирования ценностных ориентаций в отношении профессий в агропромышленной сфере. Целью данного исследования является изучение ценностных ориентаций молодежи, их влияние на выбор профессии. Выбор направления профессионального развития – сложная задача, решение которой может продолжаться всю активную профессиональную жизнь человека, а начинается задолго до собственно выбора профессиональной деятельности. Автор приводит обширную статистику по построению россиянами профессиональных траекторий, удовлетворенности работой и своей карьерой. В исследовании описаны последствия неэффективного профессионального самоопределения, искажения ценностных ориентаций в отношении профессий в виде неудовлетворённости, неэффективного распределения кадровых ресурсов на рынке труда и прочее. Автор выделяет и описывает компоненты профессионального самоопределения: ценностно-мотивационный, когнитивный, операциональный. А также особенности типов ценностных ориентаций по отношению к профессиональному развитию в ходе профессиональной подготовки в вузе: непротиворечивый профессиональный, противоречивый, непротиворечивый внепрофессиональный. В статье приводятся результаты эмпирического исследования распределения типов ценностных ориентаций среди обучающейся в аграрном вузе молодежи и работающих молодых специалистов. Автор делает вывод, что у учащейся молодежи преобладает противоречивый тип ценностных ориентаций. А работающие респонденты, напротив, в большинстве своем люди с четкой профессиональной доминантой. Меньше же всего людей оказалось ориентированными на деятельность, не связанную с профессией. Автором даны рекомендации для организации профессиональной подготовки и формирования системы ценностных ориентаций, способствующих эффективному обучению и последующего трудоустройства и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: выбор профессии, профессиональное самоопределение, ценностные ориентации, обучение по направлениям подготовки в вузе.

Список источников:

  1.  Антонова Н.Л., Хафизова В.Р. Студенты-журналисты: профессиональные намеренияи ценностные ориентации в условиях медиатизации общества // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2019. Т. 14. № 2 (188). С. 39-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39137409  
  2.  Винокурова Н.А., Гудович И.С. Проблемы выхода выпускников вуза на рынок труда: амбиции, реальность, перспективы // Современная экономика: проблемы и решения. 2022. № 7 (151). С. 93-112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49413938  
  3.  Иконникова Г.Ю. Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивов обучения в вузе у курсантов МЧС // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018. № 1-1. С. 71-77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42937928  
  4. Карабущенко Н.Б., Нерсесянц А.В. Ценностные ориентации будущих юристов в процессе профессионального становления личности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 3 (56). С. 42-51.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46714654  
  5.  Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Зубова Л.В. Ценностные ориентации в профессиональном самоопределении студентов различных специальностей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 2 (46). С. 72-80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49222977  
  6.  Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 2. С. 142-169. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42467291  
  7.  Меренков А.В., Сандлер Д.Г., Шаврин В.С. Особенности изменений ориентаций выпускников бакалавриата на трудоустройство // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 10. С. 116-142. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41575560  
  8.  Симонян М.С., Постникова Е.А. Приоритетные направления организации профессионального самоопределения молодежи в аспекте конкурентоспособности человеческого капитала // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 225-227. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42987708  
  9. Титова Е.В., Исаев А.В. Влияние вузовской профессиональной подготовки на развитие ценностных карьерных ориентаций студенческой молодежи // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2022. №2. С 90-99. DOI: 10.24412/2071-6141-2022-2-90-100
  10.  Фелькер Е.В., Ячменева Л.А., Бароян М.А. Ценностные ориентации личности как мотивация при выборе профессии врача-стоматолога // Региональный вестник. 2019. № 11 (26). С. 25-26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39189348  
  11. Шляпина С.Ф. Особенности профессионального самоопределения личности: проблема субъектности // ЦИТИСЭ. 2021. № 4 (30). С. 531-540. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.4.49  
  12. Cousina D.V., Cherkasova Yu.A., Grigoreva E.G., Assessment of professional competencies: a regional model // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2021. Vol.14. No. 12. P. 1820-1828 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48036483
  13. Vershinina T.S., Ilyushkina M.Yu. Social practices of advertising discourse: influence of stylistic expressive means on forming value orientations // Russian Linguistic Bulletin. 2020. No. 3 (23). P. 94-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43945085  
  14. Kagan M., Shabden M.B., Bulatbayeva A.A. Comparison of value orientations of university students in Kazakhstan and Turkey // Journal of Educational Sciences. 2019. Vol. 60. No. 3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49250998  
  15. Karpova E.G., Gurenko E.S. Values and value orientations of a digital leader in the digital economy era // Digital Sociology. 2021. No. 4.  P. 13-17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47766643
  16. Maslieva Ye.S. Value orientations and cognitive needs formation in the professional training of foreign language teachers // Dictum — Factum: from Research to Policy-making. 2020. No. 2. P. 106-110.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45636460  
  17. Mentus V. Traditional value orientation and religiosity — a multilevel analysis across Europe // Research Result. Sociology and Management. 2021. Vol. 7. No. 3. P. 34-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46655671  
  18. Rikel A.M. Perception of social maturity criteria, self-perception and value orientations among Russian millennials // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. Vol. 17. No.  3. P. 491-503. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44077014  
  19. Shlyapina S.F., Volkodav Т., Semenovskikh T. Autopsychological competence as a predictor of subjective well-being in youth / 15th International Technology, Education and Development Conference. 2021. P. 4487-4493.

Библиографическая ссылка:

Шляпина С.Ф. Формирование ценностных ориентаций молодёжи и их влияние на построение профессиональных траекторий // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.460-469. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.42