ISSN 2409-7616

Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н., Дианова Ю.А., Вагаева О.А.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ: МЕТОДИЧЕСКИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ

УДК 378.147.88

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.38

Галимуллина Н.М.1 (Казань, Россия) — nadiyagalimullina@yandex.ru, Коршунова О.Н.1 (Казань, Россия) — shol007@mail.ru, Дианова Ю.А.2 (Пенза, Россия) — dianova@penzgtu.ru, Вагаева О.А.2 (Пенза, Россия) — yurmashevj@inbox.ru

1Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ

2Пензенский государственный технологический университет

Аннотация. Исследование посвящено анализу подходов к формированию навыков проектной деятельности в системе высшего образования. Авторы анализируют массив теоретической литературы, в которой обобщены основные проблемные и спорные моменты, связанные с обучением проектированию. В частности, выделяется проблема неполного соответствия разработанных в системе высшего образования программ обучения навыкам управления проектами требованиям работодателя. Статья содержит описание наиболее прогрессивных педагогических приемов, используемых в рамках дисциплины «Основы проектной деятельности», и особенностей организации специализированной лаборатории, в которой представляется возможным обеспечить более глубокую практико-ориентированную подготовку будущих руководителей проектов. Исследование включает анализ проектов, разработанных студентами в рамках обучения в университете. Подтверждается гипотеза о взаимосвязи между направлением подготовки и типологией проектов. 46% студентов инженерных специальностей разрабатывали технические проекты, 31% – коммерческие, 23% – организационные. Экономисты и менеджеры выбирали в равных соотношениях организационные и коммерческие проекты (по 41%) и в меньшей степени (18%) – технические. Авторы провели опрос студентов для выявления удовлетворённости обучения проектированию в системе высшего образования. Выяснилось, что в рамках курса «Основы проектной деятельности» они развили умение планировать карьеру (71,4%), за счет понимания перспектив проектной работы, навыки публичного выступления (62,9%), навыки самообразования и самомотивации (54,3%), командной работы (52,4%), управления временем (28,6%). Освоили такие инструменты как презентации (43,8%), документы (30,5%). В сводной таблице представлен анализ программ грантовой поддержки студенческих проектов: «УМНИК», «Студенческий стартап», «Старт».

Ключевые слова: проект, навыки управления проектом, проектный менеджмент, социальное проектирование, паспорт проекта, работа в малых группах, компетенции.

Список источников:

  1. Григорьева Е.И., Максимова Л.Н. Проектирование как эффективная технология обучения студентов творческих специальностей // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2021. №193. С. 141-148. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=46515112
  2. Nijhuis S. Exploring Project Management Education // European Journal of Social Sciences Education and Research. 2017. Vol. 9, Issue 1. P. 44-61. DOI: 10.26417/ejser.v9i1.p44-61
  3. Галимуллина Н. М., Феоктистова И. Р. Особенности развития навыков проектной деятельности у бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Т.7, №3. DOI: 10.15862/188PVN315
  4. Silvius G., Schipper R. Exploring Responsible Project Management Education // Education Sciences.2018. Vol. 9, Issue 1. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci9010002
  5. Tan C., Huet I. The Design of an Active Learning Strategy to Promote Collaborative and Research-based Learning in Project Management Education // International Journal of Innovation and Learning.2021. Vol. 30, Issue 1. P. 19-47. DOI: https://doi.org/10.1504/IJIL.2021.116566
  6. Морозова О.А., Алтухова Н.Ф. Подготовка к профессиональной проектной деятельности: задачи вуза // Казанский педагогический журнал. 2022. №1 (150). С. 52-60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48285292 
  7. Hansen C.A., Eifler T., Deininger M. The Missing Link Between Project and Prototype: Teaching Student Designers to Navigate the Prototyping Process. ASME 2021 International Design Engineering Technical Conferences & Computers and Information in Engineering Conference (IDETC-CIE 2021), 2021. DOI: https://doi.org/10.1115/DETC2021-68114
  8. Сабельников С. А., Астахова Л. В. Модель развития компетенций в области управления проектами у будущих специалистов по защите информации в вузе // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. №4. С. 76-84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26421521
  9. Гольцова Н. В., Сафронова С. А. Формирование издательских проектов как практико-ориентированный подход к подготовке бакалавров издательского дела // Текст. Книга. Книгоиздание. 2021. № 27. С. 155-163. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47425072
  10. Tews T., Skulmoski G. J., Langston С., Patching А.Innovation in project management education — let’s get serious! Construction Economics and Building. 2020. Vol. 20, Issue 3. P. 124-141. DOI: https://doi.org/10.5130/AJCEB.v20i3.7040
  11. Farooq S., Hamid A., Alvi A. Blended Learning Models, Curricula, and Gamification in Project Management Education. 2022 IEEE Access, P. 60341-60361. DOI: 10.1109/ACCESS.2022.3180355
  12. Мусийчук М.В., Карманова Е.В., Стащук П.В. Об опыте применения технологии «flipped classroom» в вузе в процессе изучения курса «Управление ИТ-проектами» // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37034935
  13. Сафонова К.И., Подольский С.В. Проектная деятельность студентов в вузе: планирование проектов и оценка результативности их реализации // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. №5. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35022034  
  14. Сыченкова А.В. Формирование профессиональных компетенций студентов в курсе «Основы брендинга» на основе проектного подхода // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Т.7, №4. DOI: 10.15862/110PVN415
  15. Назаренко А.В., Дианова Ю.А. Формирование инновационного потенциала молодежи средствами проектной лаборатории // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 3. С. 15-24. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/1813-4718.2203.02
  16. Косушкин В.Г., Демченко В.О. Организация инновационной деятельности студентов регионального вуза с использованием возможностей программы «УМНИК» // Инновации. 2016. №2 (208). С. 31-35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27233973

Библиографическая ссылка:

Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н., Дианова Ю.А., Вагаева О.А. Развитие навыков проектной деятельности в вузе: методический и организационный аспекты // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.407-422. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.38