ISSN 2409-7616

Яровая Е.А., Ковшова Ю.Н., Рудакова Е.А.

КОМПЛЕКС ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА

УДК 372.016:514*07+004.9

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.36

Яровая Е.А.1 (Новосибирск, Россия) — jnar1@yandex.ru, Ковшова Ю.Н.1 (Новосибирск, Россия) — santulan@yandex.ru, Рудакова Е.А.1 (Новосибирск, Россия) — earudakova@yandex.ru

1Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием геометрического мышления при обучении геометрии в общеобразовательных организациях посредством использования комплекса дидактических игр. Актуальность данного исследования обусловлена трудностями обучающихся при изучении геометрии на начальном этапе систематического курса. На основе анализа концептуальных подходов и тенденций в современном образовании определено значение геймификации как одного из путей развития геометрического мышления в условиях цифровой трансформации на основе системно-деятельностного подхода. Целью данного исследования является разработка авторского подхода к развитию геометрического мышления обучающихся с помощью применения комплекса дидактических игр при обучении геометрии в 7 классе. Для достижения цели были проанализированы результаты научных исследований по данной проблеме, определены подходы к ее решению. На основе анализа практических материалов по разработке цифровых ресурсов выявлены особенности их содержания и возможностей использования для развития геометрического мышления. Сделаны выводы о том, что возможности использования элементов геймификации для формирования и развития геометрического мышления обучающихся общеобразовательных организаций не раскрыты в полной мере, предметно-направленные комплексы, охватывающие все теоретические понятия систематического курса геометрии и предполагающих практическое применение их свойств, пока не разработаны. С помощью таких методов, как наблюдение, анализ, моделирование, эксперимент, авторами был разработан и частично апробирован комплекс дидактических игр, обеспечивающих интерактивное и дифференцированное обучение геометрии. Комплекс является цифровым ресурсом, предназначенным для использования как на уроках, так и на внеурочных занятиях, проводимых в очной или в дистанционной форме. Он охватывают основное содержание школьного курса планиметрии 7 класса, включает в себя теоретическую и практическую составляющие. В статье проанализированы результаты апробации комплекса игр в одной из общеобразовательных организаций города Новосибирска. В заключении сделаны выводы, рассмотрены перспективы дальнейших исследований применения геймификации для развития геометрического мышления обучающихся.

Ключевые слова: геймификация, дидактическая игра, комплекс, геометрия, обучение математике, геометрическое мышление.

Список источников:

  1. Andjelković Labrović J.,  Nikodijević A. Designing e-learning environment based on student preferences: conjoint analysis approach // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2019. Vol. 7, No. 3. P. 37-47. DOI: 10.5937/IJCRSEE1903037K
  2. Gok T. The Development of the STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics) Attitude and Motivation Survey Towards Secondary School Students // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2021. Vol. 9, No 1. P. 105-119. DOI: 10.23947/2334-8496-2021-9-1-105-119
  3. Mohaimen-Bin-Noor, Zahiduddin A., Dip N. Investigation of Facilities for an M-learning Environment // International Journal of Modern Education and Computer Science. 2021. Vol. 13. No. 1. P. 34-48. DOI: 10.5815/ijmecs.2021.01.03
  4. Ouahbi I., Darhmaoui H., Kaddari F. Gamification Approach in Teaching Web Programming Courses in PHP: Use of KAHOOT Application  // International Journal of Modern Education and Computer Science. 2021. Vol. 13, No. 2. P. 33-39. DOI: 10.5815/ijmecs.2021.02.04
  5. Saylieva G.R.K. Using of new pedagogical technologies in teaching «Analytical geometry» subject // Вестник науки и образования. 2020. № 18-2 (96). С. 68-71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43997422
  6. Vidić T. Students’ School Satisfaction: The Role of Classroom Climate, Self-efficacy, and Engagement // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2021. Vol. 9. No 3. P. 347-357. DOI: 10.23947/2334-8496-2021-9-3-347-357
  7. Shagalova A.A., Tomchinskaya T.N. Application of augmented reality to study descriptive geometry // Proceedings of the International Conference on Computer Graphics and Vision «Graphicon». 2021. № 31. С. 88-92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47307754
  8. Баклыков Д.В., Блинова Т.Л., Воинкова А. В. Математический квест как средство активизации познавательного интереса обучающихся // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. 2021. № 6. С. 142-150. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47969024
  9. Белова С.В., Манджиева А.О. Методологические основы исследования проблемы пространственно-геометрического мышления будущих инженеров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 4. С. 22-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47436767
  10. Бонич Т.А., Круглова И.А. Применение оригами на уроках геометрии // Молодёжь третьего тысячелетия. Сборник научных статей. 2019. С. 431-435. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41320157
  11. Горбачев В.И., Пузырева Е.Н. Закономерности формирования абстрактного математического мышления в представлении геометрического пространства // Ученые записки Брянского государственного университета. 2018. № 4 (12). С. 7-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36717686
  12. Кайгородцева Н.В. Геометрия, геометрическое мышление и геометро-графическое образование // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21471142
  13. Карлова Ю.В., Чернобровкина М.В. Использование элементов геймификации в проектной деятельности // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. Сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию высшего педагогического образования Магнитогорска. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. — С. 422-427. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49413551
  14. Ковшова Ю.Н., Сухоносенко М.Н., Яровая Е.А. Геймификация как средство формирования математической грамотности обучающихся основной школы // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47238582
  15.  Козлова А.Д. Методика организации внеурочной деятельности с помощью online-квеста // Непрерывное образование в контексте будущего: экосистемный взгляд на педагогическую деятельность. Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции. — Москва: Канцлер, 2022. — С. 247-250. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49742816
  16. Кондрашова Е. В. Геймификация в образовании: математические дисциплины. // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20, № 1. С. 467-472. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28103140
  17. Круглова И.А. Проблемы формирования геометрического мышления // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2015. № 3. С. 106-112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24895084 
  18. Макаркина О.В. Развитие пространственного геометрического мышления у студентов с нарушениями слуха // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 97-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19129613
  19. Мирошин Д.Г. Формирование пространственного представления, воображения и конструктивно-геометрического мышления у обучаемых при изучении учебной дисциплины «Начертательная геометрия» // Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. Т. 5, № 1. С. 52-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30511406
  20. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. — М.: Высшая школа экономики, 2019. — 343 с.
  21. Хомич Н. В., Шульгина Н. А. Формирование креативного мышления на уроках математики // Педагогический поиск. 2022. № 5. С. 14-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48586310  
  22. Эйрих Н. В., Фишман Б. Е. Опыт использования игровых технологий в оценивании качества знаний (на примере математики) // Наука и школа. 2019. № 6. С. 148-162. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42345581

Библиографическая ссылка:

Яровая Е.А., Ковшова Ю.Н., Рудакова Е.А. Комплекс интерактивных дидактических игр как средство развития геометрического мышления обучающихся 7 класса // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.380-395. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.36