Бигаева М.Х., Таучелова Р.И.
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА
УДК 371
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.34
Бигаева М.Х.1 (Владикавказ, Россия) — Madina125@yandex.ru, Таучелова Р.И.2 (Владикавказ, Россия) — Madina125@yandex.ru
1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
2Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы формирования представлений о языковой картине мира у обучающихся в условиях современной общеобразовательной школы. Актуальность представленной статьи обусловлена тем, что в современной педагогической теории и практике в связи со стремительным развитием функционально-семантического и прагматического подходов, проблема формирования у обучающихся представлений о языковой картине мира, определяющей их мировоззрение, получила мощный импульс. В связи с этим, помимо анализа, систематизации и обобщения определений понятия «языковая картина мира», нами представлены также некоторые важные направления совершенствования проблемы формирования представлений о языковой картине мира у обучающихся с учетом национального своеобразия языковой картины мира и индивидуальных особенностей обучающихся. Именно образ жизни народа предопределяет наличие у него большинства основных культурных концептов, которые образуют основу мировоззрения. Исходя из проведенного анализа исследований можно заключить, что дефиниция «языковая картина мира» объективируется ключевой лексемой «национальная языковая реальность», которая характеризуется низкой частотностью во фразеологических единицах. Первоначально это понятие употреблялось в философии, так называли внутреннее восприятие человека, формирующее образ окружающей действительности. Однако в последнее время термин «картина мира» широко употребляется в разных областях гуманитарных наук. Данное понятие имеет различные определения в разных дисциплинах. Языковая картину мира в философской, психолого-педагогической, лингвистической науках рассматривается с позиции восприятия и представления человека об окружающей действительности, воссоздание ее образа в сознании. Эти образы могут передавать чувства, эмоции или идти от знания, разума, умений.
Ключевые слова: языковая картина мира, коллективный интеллект, коммуникативная компетенция, энергоинформационный потенциал.
Список источников:
- Анохина С.П. Языковая семиотика и языковая картина мира в их отношении к культурной картине мира // Казанская наука. 2012. № 2. С. 158-161. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17421139
- Богуславская В.В. Влияние медиатекстов на формирование концептуальной и языковой картины мира // Евразийское Научное Объединение. 2017. Т. 2. № 1 (23). С. 153-156. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28282536
- Джененко О.В., Куликова Е.Ю., Тинакина В.О. Картина мира – языковая картина мира – этническая картина мира // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1-1. С. 285-288. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22959748
- Ермакова М.А. Школьная литература как источник прецедентных текстов // ЦИТИСЭ. 2020. № 4 (26). С. 307-320. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44515750
- Есмурзаева Ж.Б. Понятия «языковая картина мира» и «концептуальная картина мира» в современных исследованиях // Альманах современной науки и образования. 2008. № 2-3. С. 56-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17907619
- Костикова Ю.В. Языковая картина мира как предмет изучения в теориях современной коммуникации // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2020. № 3 (38). С. 123-132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44154445
- Майрамукаева Ф.А. Педагогический потенциал дисциплины «Русский язык и культура речи» в адаптации студентов-первокурсников // ЦИТИСЭ. 2022. № 2 (32). С. 127-134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49134207
- Моисеева И.Ю. Языковая картина мира как способ отражения объективного мира // News of Science and Education. 2018. Т. 6, № 3. С. 072-077. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35119750
- Нарожная А.А. Формирование представления о языковой картины мира у младших школьников // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. 2022. № 36. С. 134-137. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48616392
- Наумова К.М. Понятие «языковая картина мира»: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Пятигорского государственного университета. 2020. № 4. С. 63-66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46214541
- Остроушко П.В. Картина мира, языковая картина мира индивида // Сборник работ преподавателей, аспирантов и студентов. — М.: Перо, 2022. С. 71-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48400690
- Позднякова Е.Ю. Языковая картина мира и языковое пространство во взаимосвязи «язык-культура» // Филология и человек. 2010. № 1. С. 20-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15170436
- Суворова П.Е. Конструирование культурных миров и языковая картина мира // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 78. С. 143-154. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11696678
- Тентимишова А.К. Картина мира и языковая картина мира // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 2-2 (8). С. 48-53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26183913
- Уфимцева Н.В. Языковое сознание – образ мира – языковая картина мира // Вопросы психолингвистики. 2015. № 24. С. 115-119. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23641279
Библиографическая ссылка:
Бигаева М.Х., Таучелова Р.И. Формирование у обучающихся представлений о языковой картине мира // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.364-371. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.34