Гогицаева О.У., Кочисов В.К.
ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.28
Гогицаева О.У.1 (Владикавказ, Россия) — gogitsaeva@yandex.ru, Кочисов В.К.1 (Владикавказ, Россия) — kotisov@yandex.ru
1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования когнитивных способностей учеников общеобразовательной школы на основе анализа современных информационных технологий, применяемых при обучении. Наиболее значимой и универсальной характеристикой когнитивных способностей личности является ее ориентация на процессы системного логического мышления, расширение и обогащение способностей учащихся к систематическому и эффективному мышлению, применение базовых инструментов обучения. Оценка эффективности различных программ когнитивного образования показывает влияние на когнитивное развитие, интеллект, успеваемость в школе, внутреннюю мотивацию и сокращение направлений на специальное образование, хотя такой результат зависит от возраста учащихся, конкретных характеристик программы и критериев эффективности. Отмечается, что традиционные технологии обучения, накопленные в педагогической практике без использования современных компьютерных технологий, теряют в настоящее время свою эффективность. Актуальность статьи обусловливается тем, что в условиях цифровизации системы образования, как и всех жизненно важных сфер, важной составляющей процесса обучения становятся компьютерные информационно-коммуникационные технологии, многочисленные образовательные сайты и порталы, различные обучающие интернет-ресурсы, электронные образовательные системы и т.д. Как показал анализ многочисленных исследований, эффективность цифровизации и ее дальнейшее успешное применение зависит от когнитивных способностей человека, который будет реализовывать продукты цифровых технологий в конкретной трудовой деятельности. Цифровые технологии не только способствуют замене рабочих мест, но и изменяют сам характер работы и взаимодействия участников производства, а это создает новые социальные проблемы. В связи с этим, в статье делается попытка аргументировано показать, что все они ориентированы на формирование когнитивных способностей обучающихся, которые достигаются благодаря использованию перечисленных программных продуктов за счет компьютерной визуализации учебного материала, компьютерного моделирования реальных и виртуальных объектов и процессов, применения лабораторного оборудования, сопрягаемого с персональным компьютером, незамедлительной обратной связи. Изучение влияния цифровых технологий на формирование когнитивных способностей обучающихся является важным направлением в области психолого-педагогических исследований.
Ключевые слова: когнитивные способности,информационные технологии, визуализация учебного материала, моделирование реальных объектов, цифровизация образования.
Список источников:
- Аксюхин А.А., Вицен А.А., Мекшенева Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 11. С. 50-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12993817
- Акулов М.В., Шмыгарева Д.А. Цифровизация образования: опыт, проблемы, риски // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время — новые решения». 2021. № 1. С. 18-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47993707
- Ахметова Л.В. Когнитивная сфера личности — психологическая основа обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 9 (87). С. 108-115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13026502
- Ваганова О.И., Попкова А.А., Степина Н.В. Цифровизация как ведущая тенденция развития современного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 146-148. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42919318
- Ивановский Б.Г. Цифровизация высшего образования в Европе и России: преимущества и риски // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 1 (3). С. 80-95. https://elibrary.ru/item.asp?id=45754454
- Илимдарова Ш.Э., Топузова А.Р. Цифровизация образования: цифровые платформы и инструменты // Студенческий вестник. 2021. № 9-2 (154). С. 97-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44855435
- Касаткина Н.П. Цифровизация образования. опыт внедрения // Преемственность в образовании. 2019. № 23(10). С. 643-648. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42315386
- Козлова Е.Г. К вопросу о развитии когнитивных способностей младших школьников // Психология обучения. 2008. № 1. С. 59-70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11136653
- Максимова И.М. Цифровизация юридического образования: теоретический аспект // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 18. С. 244-252. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46166979
- Менциев А.У. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном образовании // ЦИТИСЭ. 2020. № 2 (24). С. 71-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43167303
- Пушкарева П.П. Цифровая платформа как фактор цифровой трансформации // ЦИТИСЭ. 2022. № 1 (31). С. 43-51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48358551
- Сергина К.И. К вопросу о корреляции когнитивного стиля и интеллектуальных особенностей личности // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 41. С. 676-680. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46708613
- Синягина Н.Ю., Артамонова Е.Г. Цифровизация образования: предвидеть собственный успех // Образование личности. 2019. № 1. С. 10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39141662
- Соколов Д.В. Цифровизация науки и образования // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2. № 3. С. 274-277. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44079441
- Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 44-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36399688
Библиографическая ссылка:
Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Формирование когнитивных способностей обучающихся в условиях цифровизации образования // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.298-305. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.28