ISSN 2409-7616

Адельмурзина И.Ф., Латыпова З.Б., Назмеева И.В., Магасумов Т.М., Сагитдинова Н.Х.

ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В УРОКИ ГЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

УДК 373

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.23

Адельмурзина И.Ф.1 (Уфа, Россия) — adelmur@mail.ru, Латыпова З.Б.2 (Уфа, Россия) — zakira_latypova@mail.ru, Назмеева И.В.1 (Уфа, Россия) — irinanazmeeva1@gmail.com, Магасумов Т.М.1 (Уфа, Россия) — timur_mag@mail.ru, Сагитдинова Н.Х.1 (Уфа, Россия) — n.sagitdinova@mail.ru

1Уфимский университет науки и технологий

2Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмулы

Аннотация. Новые образовательные стандарты предполагают активное использование новых педагогических технологий. В статье показывается роль медиаобразования на уроках географии. Медиаобразование готовит учащихся к пониманию роли СМИ в культуре и восприятии мира, развивает умение обрабатывать полученную информацию из различных источников. Интеграция медиаобразования в уроки географии позволяет научиться ученикам объяснять явления окружающей среды, а так же анализировать сообщения СМИ. На формирование такого мышления у учащихся влияет умение оценивать, интерпретировать и принимать позицию автора. Именно внедрению медиаобразования в уроки географии и посвящена эта работа. Усложнение заданий по поиску информации и работе с ней, анализ заголовков текста и многое другое влияет на обретение школьником умений пользоваться СМИ. Использование активных методов обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ: осознанность школьниками процесса учения; возможность активного включения в него; планирование ими своей деятельности; возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности и широко использовать нетрадиционные формы обучения. В целом, использование активных методов обучения в школе не только возможно, но и необходимо, они позволяют качественно улучшить учебный процесс, повысить прочность полученных знаний, значительно развить личностные качества ребенка. Активные методы обучения географии позволяют формировать качества активного участника любого процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами; учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Ключевые  слова : медиаобразование, критическое мышление, СМИ, учебный процесс, поиск информации, информационные источники, уроки географии.

Список источников:

  1. Адельмурзина И.Ф., Галкин А.В,. Хизбуллина Р.З. Применение современного программного обеспечения «1с: конструктор интерактивных карт», как дополнительного средства на интегрированных уроках литературной географии // Известия самарского научного центра российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. Т.21, №66. С. 10-16. EDN: CANZKO URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39242843   
  2. Бигильдина Э.Р., Бакиева Э.В., Султанова Р.М., Особенности современных учебников географии и возможности их использования в школах России //  ЦИТИСЭ. 2022. №3 (33). С.422-433. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.37
  3. Бондаренко Е.А. Медиаобразование в современной школе с точки зрения образовательных стандартов // Медиаобразование и медиакомпетентность / Под ред. А.В.Федорова. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. Ин-та, 2009. — С. 10.
  4. Воробьева О.В., Хизбуллина Р.З., Саттарова Г.А. Особенности формирования естественнонаучных знаний в современной школе // Современные проблемы науки и образования. 2017.  № 2. С. 145. EDN: YLKJUP URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29036214
  5. Галченков А.С. Реализация интегрированного медиаобразования в системе работы современной школы // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 16-3. С.13-16. EDN: XIIRAX URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27707958
  6. Демидов А.А., Третьяков А.Л. Центры этико-правовой информации и медиаобразования на базе школьной библиотеки – новация в реализации ФГОС и инфраструктура для развития информационно-правовой культуры детей и молодёжи // Медиаобразование. 2016. № 2. С. 21-33. EDN: VQBJTD URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25684467
  7. Коломыцев О.Н. Оценивание деятельности обучающихся на уроках естественно-научного и математического циклов в основной школе в рамках ФГОС // Реализация ФГОС как условие повышения качества образования. — Белгород: Белгородский институт образования, 2019. — С. 559-563.
  8. Ниязова Е.В. Газета, как средство медиаобразования в современной школе // Интеграция медиаобразования в условиях современной школы. — М.: Информация для всех, 2016. — 135 с.
  9. Садыкова Н.А., Полякова Е.В. Функционально-семантические и лексические особенности заголовков газет в газетном дискурсе на примере газет «Уфимские», «Оренбургские» и «Пермские губернские ведомости» во второй половине XIX – начале XXв. // Вестник Башкирского университета. 2021.  №2. С.496-501. DOI: https://doi.org/10.33184/bulletin-bsu-2021.2.39
  10.  Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. — М.: НИИ школьных технологий,  2019 — С. 284.
  11. Сушкова Г.Е., Петрова С.В. Мультимедийная образовательная среда как средство развития школьных СМИ // Интеграция медиаобразования в условиях современной школы: сборник научных трудов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — М: Директ-Медиа, 2020. — С 151-156.
  12. Троценко Е.В., Анимация как эффективное средство медиа-образования // Материалы VII Всероссийской молодёжной научно-практической конференции.  — Орел: Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина, 2020. — С. 322-326. EDN: FWWGSZ  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43859599
  13. Шариков А.В., Черкашин Е.А. Экспериментальные программы медиаобразования. Для старших классов школ гуманитарной ориентации. — М.: Академия педагогических наук СССР, 1991.  — 43 c.
  14. Хизбуллина Р.З., Галина Г.К., Султанова Р.М. Использование дистанционного обучения, как инновационной технологии современной системы образования во время пандемии // ЦИТИСЭ.  2020. №4 (26). С.149-161. EDN: CFBXBN DOI: 10.15350/2409-7616.2020.4.14
  15. Хизбуллина Р.З., Тельнова Т.П., Литвинова С.А. Роль краеведческого материала в активизации познавательной деятельности учащихся при обучении географии //  ЦИТИСЭ. 2021.  №2 (28). С.102-115. EDN: EPTFZD DOI: 10.15350/2409-7616.2021.2.10

Библиографическая ссылка:

Адельмурзина И.Ф., Латыпова З.Б., Назмеева, И.В. Магасумов Т.М., Сагитдинова Н.Х. Интеграция медиаобразования в уроки географии в современной школе // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.238-249. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.23