ISSN 2409-7616

Амбалова С.А.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 371

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.22

Амбалова С.А.1 (Владикавказ, Россия) — svetagul11@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. Статья посвящена проблеме психолого-педагогической профилактики игровой зависимости младших школьников, анализу научно-педагогической литературы по исследуемой проблеме. В современном мире у людей появился новая форма деятельности, а вместе с ней и новая зависимость, связанная с компьютерными играми. Появление большого количества обучающих программ способствуют пониманию ребенком необходимости компьютера в повседневной жизни человека, и вместе с тем уже в раннем возрасте это стало причиной аддиктивного поведения большинства детей. Переживая сложный период перехода от игровой формы деятельности к учебно-познавательной деятельности, как определяющего фактора стабильности психофизиологического развития детей младшего школьного возраста, дети сталкиваются с меняющимися, разноречивыми ценностями и приоритетами, переживают новый этап социализации, испытывают трудности в процессе межличностных взаимоотношений как с учителем, так и с одноклассниками. Выход они находят, преимущественно, в виртуальном пространстве, в компьютерных играх, во взаимодействии с вымышленными друзьями и т.д. В результате такого погружения в виртуальный несуществующий мир, где ребенок чувствует себя более комфортно и свободно, у младших школьников развивается постепенно компьютерная зависимость, они становятся более замкнутыми, агрессивными, несобранными и психически неуравновешенными. Следует добавить ко всему этому то, что игровая зависимость приводит к малоподвижному образу жизни, что помимо ухудшения психического состояния детей, приводит к снижению у них двигательной активности, нарушению физического и соматического здоровья младших школьников. Многие дети уже в младшем школьном возрасте не интересуются обычными игрушками, традиционными подвижными играми, им важнее как можно быстрее сесть у компьютера и попасть в виртуальный мир.

Ключевые слова: компьютерная зависимость, аддиктивное поведение, младший школьный возраст, игровая зависимость, профилактика игровой зависимости.

Список источников:

  1. Алиев А.А. Компьютерная игровая зависимость детей как педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 32-34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27202008
  2. Арутюнян М.Н., Туровский В.С. Игровая зависимость как социальное явление // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2017. № 2. С. 9-11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29027824
  3. Баламирзоев А.Г., Курбанова С.К. Игровая компьютерная зависимость // Вестник Махачкалинского филиала МАДИ. 2014. № 14. С. 108-109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23366854
  4. Вилюнова А.С. Игровая зависимость и способы ее преодоления // Научно-практические исследования. 2021. № 1-5 (36). С. 14-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44667908
  5.  Волкова Е.Н., Гришина А.В. оценка распространенности игровой компьютерной зависимости у младших подростков // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 2. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22582995
  6. Горбунова Т.В. Игровая зависимость как одна из форм аддиктивного поведения // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. 2018. № 32. С. 68-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43880959
  7. Григорян М.Г. Компьютерная (игровая) зависимость и преступность // В сборнике: Теоретический и практический потенциал современной науки. Сборник научных статей. Научный редактор А.Х. Цечоева. Москва, Перо, 2019. — С. 131-134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37338052
  8. Гришина А.В., Волкова Е.Н. Анализ индивидуально-личностных факторов игровой компьютерной зависимости // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4 (29). С. 12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41489141
  9. Джиоева О.Ф., Маргиева З.Г. Профилактика интернет-зависимости у подростков в процессе семейного воспитания // ЦИТИСЭ. 2022. № 1 (31). С. 483-490. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48358588
  10. Лужкова М.М. Игровая зависимость несовершеннолетних как причина социальной дезадаптации // Вестник науки и образования. 2019. № 19-1 (73). С. 105-109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41161204
  11. Махрина Е.А., Коваль Д.В. Психологические особенности формирования различных видов интернет-зависимости // ЦИТИСЭ. 2022. № 2 (32). С. 336-344. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49134226
  12. Менциев А.У. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном образовании // ЦИТИСЭ. 2020. № 2 (24). С. 71-78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43167303
  13. Прокурова С.В. Компьютерная и игровая зависимость и профилактическая деятельность по ее преодолению // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 566. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24921431
  14. Трафимчик Ж.И. Игровая компьютерная зависимость: предпосылки, последствия, профилактика // Народная асвета. 2015. № 3. С. 25-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44219350
  15. Шаймаганбетова Ж.Ж., Балтабаева Г.С. Интернет-зависимость – проблема современного общества! // Гуманитарный трактат. 2017. № 20. С. 3-5. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32379813

Библиографическая ссылка:

Амбалова С.А. Психолого-педагогическая профилактика игровой зависимости младших школьников // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.229-237. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.22