ISSN 2409-7616

Хадикова И.М., Козаеви Я.Х.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

УДК 371

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.21

Хадикова И.М.1 (Владикавказ, Россия) — InesaInesa@yandex.ru, Козаеви Я.Х.1 (Владикавказ, Россия) — InesaInesa@yandex.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. Одним из актуальных направлений педагогики и психологии является развитие новой области научных знаний – гендерной педагогической психологии. Гендерная педагогическая психология занимается изучением характеристик пола, выявляет различия между психологическими характеристиками соотнесенных с полом. Понятие «гендер» — достаточно новый в современной педагогической и психологической науке термин. В середине и во второй половине ХХ века в отечественной педагогической науке происходит зарождение психологии пола в педагогических исследованиях или гендерной психологии как раздела дифференциальной психологии. В рамках данного раздела ученые стали изучать особенности поведения человека в обществе, определяемом как его биологическим полом, так и социальными ролями, соответствующими полу, закрепленными в историческом общественном сознании. Понятие «гендер» и связанные с ним понятия – «гендерные отношения», «гендерные особенности развития», «воспитания» – изначально существенно отличались от понятий «половые особенности развития», «учет половых особенностей детей в обучении и воспитании», «полоролевое поведение», «этико-половая дифференциация в воспитании», но со временем новые понятия стали охватывать все аспекты проблемы, связанные с социокультурным и индивидуально-личностным развитием и становлением представителей разного пола в современном обществе. Однако даже сегодня, со всеми научными достижениями, нельзя фактически изменить чей-то пол. Можно называть себя как угодно, но в конечном счете, каждая клетка организма и ее ДНК остаются закодированными в соответствии с врожденным биологическим полом. В данной статье рассматриваются особенности формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте.

Ключевые слова: гендер, пол, социальный пол, подростковый возраст, половые различия в педагогике, гендерная педагогическая психология.

Список источников:

  1. Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Выготский Л.С. и др. Психология личности. Хрестоматия. — Т. 2. Самара: БАХРАХ-М, 2001. — 544 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28858480
  2. Бендас Т.В. Гендерная психология. — СПб.: Питер, 2007. — 431 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29958104
  3. Биктина Н.Н., Романова Э.С. Особенности ценностных ориентаций и гендерная идентичность старших подростков // Вестник магистратуры. 2016. ­ № 3-1 (54). С. 96-98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25843191
  4. Бубнова И.С., Терещенко А.Г. Особенности гендерной идентичности у подростков девиантного поведения // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 166-169. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29041551
  5. Вареца Е.С., Белоус О.В., Олешко Т.И. Гендерная идентичность и особенности её формирования в современных условиях // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 4 (50). С. 39-47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49320418
  6. Губанова Н.Д. Маскулинность и феминность как категории гендерного анализа // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2008. № 1. С. 54-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11674789
  7. Зубрилова А.А., Сухарева Н.Ф. Гендерная идентичность в младшем подростковом возрасте // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2021. № 1. С. 91-99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48163856
  8. Ильин Е.П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. – 686 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21551305
  9. Клецина И.С., Векилова С.А. Гендерные отношения в российской семье: тенденции трансформаций // Женщина в российском обществе. 2020. № 3. С. 78-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43993087
  10. Ключко О.И., Чекалина А.А., Иоффе Е.В. и др. Гендерные трансформации в представлениях российской студенческой молодежи // Женщина в российском обществе. 2020. № 1. С. 55-69. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=42631757
  11. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. Москва, 2009. 776 с. URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-175.html
  12. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2007. — 800 с.
  13. Малахаева С.К., Пашенцева А.А. Гендерная идентичность в условиях современного мира // Молодой ученый. 2021. № 23 (365). С. 474-478. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46149935
  14. Олейникова Е.Ю. Суверенность психологического пространства и гендерная идентичность подростков // Достижения науки и образования. 2018. Т. 2, № 8 (30). С. 95-96. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35172379
  15. Пятницкая О.А., Юров А.К. Сопоставительный анализ понятий гендерной и половой идентичности в зарубежной и отечественной психологии // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2009. № 2. С. 347-350. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17681082
  16. Тигишвили Н.Н. гендерная социализация как педагогический инструмент моделирования поведения человека // ЦИТИСЭ. 2020. – № 3 (25). – С. 101-108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44064965

Библиографическая ссылка:

Хадикова И.М., Козаеви Я.Х. Психолого-педагогические аспекты гендерной идентичности в подростковом возрасте // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.220-228. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.21