ISSN 2409-7616

Джиоева Г.Х., Ортабаева Ф.Х.

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

УДК 371

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.19

Джиоева Г.Х.1 (Владикавказ, Россия) — dzhioeva_55@mail.ru, Ортабаева Ф.Х.2 (Владикавказ, Россия) — dzhioeva_55@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

2Средняя общеобразовательная школа№1 им. Д. Хугаева

Аннотация. В статье раскрываются основные направления формирования у обучающихся общеобразовательной школы способности к нравственно-эстетическому восприятию окружающей действительности на уроках литературы в условиях современной образовательной среды. В последнее время существенно возросло внимание к теории и практике нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения, как важнейшего средства формирования гармонично развитой, духовно богатой личности с позиции установленных эстетических и социальных идеалов. Система нравственно-эстетического воспитания имеет целью научить учащихся воспринимать себя в реальном мире, который их окружает. Среди нравственно-эстетических ценностей, соответствующих требованиям современного общества, авторы особое внимание уделяют умениям ощущать, осмысливать и создавать условия, которые делают жизнь людей более полноценной и ненапряженной. Нравственно-эстетическое воспитание школьников, выступая органической частью образовательного процесса, способствует цивилизованной идентификации личности школьника через знакомство с культурно-историческими ценностями, литературно-художественным творчеством. Эта образовательная система направлена на развитие творческой личности, стремящейся к самосовершенствованию и саморазвитию, способной использовать и ценить духовные и материальные ресурсы общества. Нравственное воспитание обучающихся авторами рассматривается, прежде всего, как один из существенных компонентов многостороннего процесса становления личности в целом, овладение ими этическими нормами и ценностями, направленность личности на идеалы, соответствующие социально установленным принципам, нормам и правилам. Значимым направлением совершенствования процесса нравственно-эстетического воспитания, в условиях девальвации нравственных ценностей и приоритетов, является использование целевых образовательных программ и проектов в педагогической деятельности, которые способствуют развитию у обучающихся знаний ο душевности, милосердии, благородстве, верности, культуре, ответственности.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, литература, методы и средства нравственно-эстетического воспитания, творчество.

Список источников:

  1. Агибалова С.В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей // Молодой ученый. 2015. № 2 (82). С. 468-471. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22843764
  2. Бекоева М.И., Дудиева З.К. Формирование творческого мышления обучающихся на основе социально-педагогического проектирования // Primo Aspectu. 2021. № 4 (48). С. 41-45. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47330138
  3. Бенин В.Л., Василина Д.С. Организационные и методические проблемы введения курса «Мировая художественная культура» в средней школе // Педагогический журнал Башкортостана. 2008. № 2 (15). С. 124-131. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12797320
  4. Волкова М.В. Формирование нравственно устойчивой личности школьника: тенденции развития теории и практики // Перспективы науки. 2011. № 9 (24). С. 29-32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17869260
  5. Гетоева Л.К., Кадиев А.Х. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами художественного медиатворчества // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 46-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32283557
  6. Заруцкий М.В., Дутова Л.А., Дубовая Т.А. Нравственное воспитание школьников // Вестник научных конференций. 2019. № 12-1 (52). С. 51-53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42440466
  7. Иванов А.В. Духовно-нравственное развитие подростков: Социально-психологические особенности // ЦИТИСЭ. 2018. № 3 (16). С. 10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36663889
  8. Каргаполова Е.В., Дарчук М.Б., Давыдова Ю.А. Художественная литература как средство нравственного воспитания молодежи // ЦИТИСЭ. 2021. № 2 (28). С. 282-292. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46336249
  9. Мардахаев Л.В. Целенаправленное воспитание подрастающего поколения // ЦИТИСЭ. 2022. № 2 (32). С. 191-205. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49134213
  10. Перепелкина Л.П. Нравственное воспитание учащихся в процессе изучения устного народного творчества // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2019. № 4 (14). С. 69-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43839807
  11. Попова С.В. Влияние этнокультурных традиций на духовно-нравственное воспитание детей // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 76-4. С. 113-115. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46510086
  12. Слободчиков В.И., Остапенко А.А. Воспитание человеческого в человеке… Механический конструктор или органическая система? // Народное образование. 2021. № 6 (1489). С. 26-39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47395583
  13. Сулейманова Д.Ш. Формирование нравственно-эстетических качеств личности учащихся во внеурочное время // Симбирский научный вестник. 2014. № 3 (17). С. 130-132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25864497
  14. Тимиркаева А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников // В сборнике: Концепция развития и эффективного использования научного потенциала общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. — Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2020. — С. 201-202. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42856097
  15. Турова Т.Ю. Нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время // Научный журнал. 2022. № 2 (64). С. 53-57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48676787

Библиографическая ссылка:

Джиоева Г.Х., Ортабаева Ф.Х. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами литературно-художественного творчества // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.199-207. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.19