Иванов А.В.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ НОВОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
УДК 37.01
DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.18
Иванов А.В.1 (Москва, Россия) — aivanov7@rambler.ru
1Московский городской педагогический университет
Аннотация. Данная статья посвящена проблемам нового воспитания в аспекте духовного воспитания детей и подростков, выявлению приоритетных направлений духовного развития человека, опирающихся на современные исследования в различных областях научного знания, в сфере современной культуры, информационных технологий. В статье рассматривается содержание духовного воспитания как целеустремленной деятельности педагога, создающего условия для движения детей, подростков и молодежи к идеи Общего Блага, развития и саморазвития их духовных качеств и способностей, активно участвующих в процессе взаимодействия в познавании мира и себя, деятельности, базирующихся на духовных основаниях. Духовное развитие – это процесс, направленный на духовное усовершенствование, творческое отношение к совершенствованию качеств, обеспечивающих осознанию Высшего Я. Задачи исследования: определить актуальность проводимого исследования; выявить ведущие идеи и проблемы духовного развития человека; определить возможные способы воспитательной деятельности и развития человека. К ведущим путям относятся: идея осознания цели воспитания, идея подготовки нового педагога, соответствующего не только сегодняшнему дню, но и Будущему, идея взаимодействия преподавателя и обучающегося, основанного на сотрудничестве и взаимопомощи. Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются интроспективно-коммуникативный подход (А.В. Иванов), включающий аксиологический, философский и деятельностный подходы, позволяющие синтезно рассмотреть данный вопрос. Изучение проблемы духовно-нравственного воспитания детей и подростков на основе вышеперечисленных подходов позволит раскрыть одно из ведущих направлений современного воспитания. В статье раскрываются базовые идеи духовно-нравственного развития человека, определяющими формирование духовного сознания. Материалы статьи представляют практическую ценность для исследователей проблем воспитания, студентов, педагогов школ.
Ключевые слова: интроспективно-коммуникативный подход, духовное воспитание, духовное развитие, духовное сознание, взаимодействие, индивидуальность.
Список источников:
- Беляева В.А. О проблеме ценностных ориентиров высшего педагогического образования // Известия Российской академии образования. 2014. № 1 (29). С. 59-64. EDN: SCXOYX URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21519308
- Велихов Е.П., Котов В.А., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода: 30 лет спустя // Вопросы философии, 2018. №12. С. 5-17. DOI: 10.31857/S004287440002578-0
- Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. — М.: МИРОС, 2022. — 296 с. ISBN 5-7084-0230-Х
- Иванов А.В. Методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания на разных возрастных этапах развития // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 4. С. 34-41. EDN: KBFUZP DOI: 10.20339/AM.04-21.034
- Крылова Н.Б., Бедерханова В.П., Демакова И.Д. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. 2012. № 1. С. 16-27. EDN: OXRYVF URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17716528
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Смысл, 2021. — 352 с. ISBN: 978-5-458-03987-1
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М., 2019. — 680 c. ISBN: 5-87977-019-2
- Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. — М.: «Прогресс», 1994. — 251 с.
- Рубинштейн С.Л. Воображение и творчество. основы общей психологии // Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 9. С. 301.
- Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Собрание сочинений: В 11 тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857-1861 гг.-М.-Л., 1948. — С. 425-488.
- Чудновский В.Э. Жизненное пространство личности // Педагогическое образование и наука. 2014. № 3. С. 116-120. EDN: QLHPZV URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21695844
- Bell A. Bringing Moral Cognition and Moral Action / А. Bell. — N.Y.: Teachers College Press, 2018. — P. 34-58.
- Croitoru I., Munteanu H. The Moralreligious Education — A Support of Selfconscience Training // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2019. No. 116. P. 2155-2163. DOI:10.1016/j.sbspro.2014.01.536
- Cubukcu F. Values education through literature in English classes // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2020. No. 116. P.265-269. DOI:10.1016/j.sbspro.2014.01.206
- Fridrichova P. Strategy and methodology of ethical education in Slovak Republic // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2019. No.106. P. 2444-2449. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.12.281
- Ivanov A.V., Akhtyan A.G., Vishnyakova V.A. Pedagogical conditions for developing a sense of responsibility in adolescents and youth // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9, No. 11. P. 1809-1821. EDN: VMOMGQ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36463851
- Kohlberg L. My personal Search for Universal Morality. Birmingham, 2017.
- Tomlinson, P., Quinton, M. Values Across the Curriculum / P. Tomlinson, M. Quinton. — London, Routledge, 2017. — 243 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780367352028
Библиографическая ссылка:
Иванов А.В. Концептуальные идеи нового воспитания в условиях информационной образовательной парадигмы // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.188-198. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.18