ISSN 2409-7616

Генварева Ю.А., Марченкова Н.Г.

РЕШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

УДК 378

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.16

Генварева Ю.А.1 (Оренбург,  Россия) — genvar@mail.ru, Марченкова Н.Г.2 (Оренбург,  Россия) — nata_nata1973@mail.ru

1Самарский государственный университет путей сообщения

2Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина

Аннотация. Задачей современного высшего образования является создание условий для формирования у будущих выпускников профессиональных компетенций. В данной научной работе рассматривается вопрос подготовки высококвалифицированных инженеров путей сообщения. Целью данного научного труда является выявление потенциала учебных дисциплин: «Физика» и «Математика» в формировании профессиональных компетенций железнодорожников. Раскрыты особенности формирования профессиональных компетенций при изучении общего курса физики и математики. Важность данных дисциплин трудно переоценить, так как дисциплины изучается на первом и втором курсе инженерных железнодорожных специальностей и входят в обязательный компонент учебного плана, определяемого ФГОС ВО. В рамках изучения дисциплин проводятся лекционные, практические занятия и при изучении физики – лабораторные работы с изучением материала профессиональной направленности. Рассмотрение профессионально-направленного материала способствует более глубокому изучению предмета, раскрытию математических понятий, рассмотрение вопросов приложения, изучение физических процессов, законов и явлений с прикладной точки зрения. Такой подход к изучению дисциплин «Физика» и «Математика» позволяет моделировать физические законы и процессы с использованием современных наукоемких технологий, использование которых прослеживается в железнодорожном комплексе. Обучающиеся получают первые навыки решения задач по математике, физических задачи в рамках технологического процесса железнодорожной отрасли. В статье проводится анализ понятия «профессионально-ориентированная задача», «профессиональная компетентность». Автором разработаны требования к содержанию  профессионально ориентированной задачи по дисциплине «Физика» и «Математика», а также представлены условия использования данных задач в учебном процессе и примеры их содержания. Представлен алгоритм решения практико-ориентированных задач в виде изложения этапов решения задачи: ориентировочный, исполнительный, контрольно-корректировочный. В процессе решения профессионально-ориентированных задач обучающиеся расширяют и углубляют знания математической теории, физических законов, явлений и формул, получают новый опыт практического приложения знаний в производственной ситуации.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, профессионально-ориентированная задача.

Список источников:

  1. Берденникова М.Г., Оруджова О.Н.Использование систем дистанционного обучения при решении физических задач //Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 12. С. 5-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36930862
  2. Бова Т.И., Кузьменко О.И. О комплексе профессионально ориентированных задач как средстве повышения эффективности обучения математике в техническом вузе //Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2014. № 2. С. 27-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13011335
  3. Бова Т.И., Дроздович Е.Н., Кузьменко О.И. Об организации дифференцированного обучения математике будущих инженеровОмский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2018. № 4. С. 72-75. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=36510793
  4. Даммер М.Д., Зубова Н.В., Бочкарева О.Н. Технология продуктивного обучения физике студентов технического вуза // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 5 (158). С. 107-130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44952777
  5. Егорова Ю.Н., Синкина Е.В., Зотова Т.А. Профессиональная адаптация инженеров путей сообщения // ЦИТИСЭ. 2019. № 1 (18). С. 14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37292587
  6. Егорычев А.М., Кретинин А.С. Образовательное пространство человека и его базовые характеристики // ЦИТИСЭ. 2015. № 3. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=24952318
  7. Климанов А.М. Этапы становления теории профессиональной самореализации как компонента профессиональной успешности // Педагогика и современность. 2016. № 2 (22). С. 74-80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26009452
  8. Манакина Е.М.Профессиональная самореализация студентов в контексте реформирования системы российского профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2017. № 6. С. 5-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29862024.
  9. Марченко В.И. Задачи и вопросы по физике с профессионально направленным содержанием: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «ФИЗИКА» для студентов I и II курсов механических и строительных специальностей. — Москва: 1992 г. — 52 с.
  10. Немова Я.С.Профессионально-творческая самореализация личности как категория профессиональной успешности в образовании // Вестник науки и образования. 2019. № 15 (69). С. 86-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39184340.
  11. Николаев А.Н. Ценностные ориентации как фактор представлений молодежи о возможностях самореализации // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2. С. 229-233. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25715513  
  12. Пинчук А.Ю. Формирование отечественной инженерной школы как формы эффективного ответа российского общества на большие вызовы // ЦИТИСЭ. 2021. № 1. С.425-435. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.38 
  13. Ревунов С.В., Несват М.С., Щербина М.М. Особенности профессионально ориентированного подхода в изучении физики // Глобальный научный потенциал. 2020. № 3 (108). С. 99-102.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42873830
  14. Романов В.А., Кормакова В.Н. Реализация технологии коучинга в педагогическом сопровождении учебнопрофессиональной самореализации студентов // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2013. № 12 (31). С. 106-109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20872221
  15. Рябинова Е.Н. Организация самостоятельной работы студентов на основе матричной модели познавательной деятельности при изучении дифференциальных уравнений / Е.Н.Рябинова, Ю.А.Генварева,  Р.Н.Хайруллина // учебно-методическое пособие для самостоятельной профессиональной подготовки студентов технических университетов. — Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2013. — 119 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37014258
  16. Трубилко А.И. Профессионально ориентированные задачи по физике как способ активизации познавательной способности обучающихся // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2020. № 1 (46). С. 45-50. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42685417
  17. Шутенко Е.Н. Концепция самореализации студенческой молодежи в условиях информатизации вузовской подготовки  // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 9-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25337244.

Библиографическая ссылка:

Генварева Ю.А., Марченкова Н.Г. Решение профессионально-ориентированных задач по физике и математике как средство формирования профессиональной компетентности будущего инженера // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.171-179. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.16