ISSN 2409-7616

Приступа Е.Н., Щербина А.И.

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

УДК 373.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.11

Приступа Е.Н.1 (Москва, Россия) — en.pristupa@mpgu.su, Щербина А.И.1 (Москва, Россия) — ai.shcherbina@mpgu.su

1Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Цифровая образовательная среда становится не только вызовом нового времени, но и важным условием, средством подготовки специалиста новой формации. Именно новые специалисты будут отвечать всем потребностям и вызовам российского общества, активно использующего все достоинства наступающей цифровой эпохи. В цифровой среде педагогу предстоит научиться организовывать, сопровождать и поддерживать образовательную деятельность обучающихся, выстраивать сетевое взаимодействие, осуществлять контроль и оценивание, создавать необходимые условия для гибкого персонализированного освоения обучающими учебного материала. Для этого важно осознать новый характер и особенности реализации педагогического управления в условиях глобального процесса цифровизации. В статье представлен анализ психолого-педагогической характеристики сущности цифровой образовательной среды современной школы. Представлены результаты отечественных и зарубежных исследований по проблеме цифровизации образовательной среды и педагогической системы. Систематизированы представления о педагогических принципах применения информационных технологий в деятельности педагогических работников. Использование в педагогической практике цифровых образовательных технологий, подразумевает расширение возможностей всех субъектов образовательного процесса (имеется возможность дополнения образовательного процесса видео, звуком, анимацией, пр.). Грамотное использование информационных технологий будет способствовать развитию учебной компетенции, а также рационализации умственной и практической деятельности, в том числе и эффективное использование психолого-педагогических приёмов запоминания и воспроизведения учебного материала, повышение познавательной деятельности и интереса к обучению обучающихся. Авторы пришли к четкому и ясному пониманию того, что современный подход к организации цифрового образовательного процесса в современной школе может максимально развить основные компетенции обучающихся при решении предметных задач.

Ключевые слова: образовательная среда, образовательная система, цифровизация, цифровая образовательная среда, образовательное учреждение, онлайн обучение.

Список источников:

  1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений / Отв. Ред. А. Л. Журавлев. — М.: Институт психологии РАН, 2009. — С. 110-112.
  2. Брыксина О.Ф., Канянина Т.И., Круподерова Е.П. Программа тьюторского сопровождения формирования ИКТ-компетентности педагогов как новый образовательный продукт // Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (6). C. 18. EDN: WHHBCF URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26471287
  3. Васильев В.П. Сетевое сообщество школ как средство диссеминации современных образовательных технологий // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 7-10. EDN: XASTEF URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27360097
  4. Водяха С.А, Водяха Ю.Е, Минюрова С.А. Особенности структуры интеллекта обучающихся, обучаемых посредством гаджетов // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 133–140. EDN: HSZQWG DOI: 10.26170/po19-07-18
  5. Ефременко И.О. Влияние цифровых образовательных технологий на процессы формирования высших психических функций // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании Материалы I Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Л. А. Цветковой, Е. Н. Волковой, А. В. Микляевой. — Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 2018. — С. 307-313. EDN: EKPNYC URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42937963
  6. Занина Л.В., Ли Н. Психолого-педагогические особенности формирования познавательной самооценки обучающихся в условиях цифровизации // Совершенствование профессиональных умений и навыков в условиях педагогической практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2019. — С. 194–198. EDN: ZBURUD URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37231864
  7. Информатизация общества: социологический анализ: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. — Ульяновск: Зебра, 2016. -115 с. EDN: WASOTV URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26171662
  8. Круподерова Е.П., Круподёрова К.Р. Подготовка будущих учителей к организации обучения в цифровой образовательной среде. 2022. № 74-1. С. 136-139. EDN: FWGMJL URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48251002
  9. Круподерова К.Р. Формирование компетенций бакалавров профессионального образования в информационной среде на базе облачных технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. C. 181-188. EDN: VTLFUD URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25838868
  10. Леухина С.А. Современные формы повышения квалификации в области ИКТ в рамках развития сетевых педагогических сообществ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 18. С. 99–103. EDN: VYZQMB URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26092685
  11. Лукьянова А. Ключевые компетенции обучающихся на современном этапе развития образования / А. Лукьянова, А. Щербина // Наука, образование, культура: международная научно-практическая конференция, посвященная 31-ой годовщине Комратского государственного университета. — Комрат: Комратский государственный университет, 2022. — С. 172-175.
  12. Pristupa E.N., Begimbetova G., Abdigapbarova U. Use of ICT in CLIL-classes for the Future Teachers Training // ICMET 2022: 2022 the 4th International Conference on Modern Educational Technology Macau China May 24-26, 2022. — P. 98–104. DOI:10.1145/3543407.3543424
  13. Сергодеев В.А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. № 1 (113). С.132-137. EDN: QCKLAZ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19119919
  14. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Компьютер в жизни ребенка дошкольника // Дитя человеческое. 2014. № 2. С. 20-24.
  15. Chernigovceva O.YA., Pristupa E.N., Dalbergenova L.Yа. Relevance of differentiated instructions: an e-learning perspective // Вестник Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова. Серия филологическая. 2021. №.3  С. 107-118.
  16. Cain M.S., Leonard J.A., Gabrieli J.D.E. Media multitasking in adolescence. Psychon // Psychonomic Bulletin & Review. 2016. Vol. 23. Р. 1932–1941. DOI:10.3758/s13423-016-1036-3
  17. Pristupa E.N., Kremneva T.L., Bondareva T.O. The Social and Pedagogical Characteristics of a Future Teacher’s Readiness for Developing the Intellectual and Creative Potential of a Junior Schoolchild in the Heterogeneous Ethnic Environment // Pertanika Journal of Social Sciences and Humanities. 2017. Vol. 25. No S. P. 195-210. EDN: ZBRJQV URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29779669

Библиографическая ссылка:

Приступа Е.Н., Щербина А.И. Цифровая образовательная среда современной школы // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.119-131. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.11