ISSN 2409-7616

Полякова Л.В., Щербина А.И.

ТЬЮТОРСТВО И НАСТАВНИЧЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

УДК 373.1

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.10

Полякова Л.В.1 (Москва, Россия) — Polyakova.lyudmi@mail.ru, Щербина А.И.1 (Москва, Россия) — ai.shcherbina@mpgu.su

1Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы тьюторства и наставничества на современном этапе развития высшего образования в России. Тьюторство при этом понимается как один из типов наставничества, направленное на развитие личности, социальное и образовательное самоопределение, самообразование, с точки зрения антропоцентрического подхода. В рамках данного подхода каждый человек располагает определёнными качествами личности, именно их и необходимо эффективно использовать в профессиональной деятельности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного подхода к вопросу становления современного педагога в изменяющемся социокультурном пространстве, формированию ценностного отношения к выбранной профессии. Объект исследования: тьюторство и наставничество как вид педагогический деятельности. Предмет исследования: тьюторство и наставничество на современном этапе развития высшего образования в России. Авторами предлагается схема тьюторского сопровождения становления будущих педагогов в процессе обучения, проанализированы основные подходы к пониманию наставничества и тьюторства как вида педагогической деятельности.

Ключевые слова: тьюторство, наставничество, сопровождение, самопознание, принцип индивидуализации, педагог-наставник, антропоцентрический подход.

Список источников:

  1. Байкова Л.А. Социальное здоровье детей и молодёжи: методология, теория, практика: монография/ Л.А.Байкова. — Рязань, 2011. — 224с.
  2. Бутенко О.С., Бутенко В.С. Модели тьюторского сопровождения в зарубежных университетах // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. EDN: VJPUZT URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25389951
  3. Дин В.В., Игнатович В.К. Наставничество как средство формирования готовности молодого педагога к развитию одаренности обучающихся // Педагогика: история, перспективы. 2022. Т. 5, № 3. С. 72-88. EDN: ZDRMUE DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-3-72-88
  4. Зайцев В.С. Технологии тьюторского сопровождения обучения студентов методическое пособие / Зайцев В.С. — Челябинск: Библиотека А.Миллера, 2018. — 25 с.
  5. Ковалева Т.М., Хачатрян Э.В. Технология развития критического мышления в тьюторской деятельности // Педагогика. 2020. № 5. С. 66-72. EDN: DDFMHA URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43036965
  6. Курганский С.И., Губаренко И.В. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов вуза искусств и культуры // Наука. Искусство. Культура. 2018. №3 (19). С.85-93. EDN: YOLUKD URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36469726 
  7. Пилипчевская Н.В. Тьюторское сопровождение адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу педагогического вуза: дис. канд. пед. наук. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2010. — 27 c. EDN: QHAKOR URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19330799
  8. Пилипчевская Н.В., Петропавловская Н.В., Трофименко Г.С. Тьюторское сопровождение студентов в процессе прохождения педагогической практики // Инновации в образовании. 2013. № 8. С. 41-48. EDN: QJGBOD URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19432130
  9. Дудчик С.В., Ковалева Т.М. Технологическая подготовка тьютора: содержание, технологии и методики освоения технологий // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 369-375. EDN: XVFIWD DOI: 10.25683/VOLBI.2018.44.354
  10. Полякова Л. В. Тьюторское сопровождение семей с детьми и подростками / Л. В. Полякова // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4, № 5. С. 53-68. EDN: XNINBK DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-5-53-68
  11. Черникова Е.В. Тьюторское сопровождение как инструмент индивидуализации / Е.В. Черникова, Л.В. Полякова // Традиции и инновации в национальных системах образования: Материалы Международной  научно-практической конференции. Том 2. — Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2021. — С. 320-322. EDN: RVJZHQ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46251724
  12. Щербина А.И. Современные требования к профессиональной готовности педагога дополнительного образования // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 1, № 2. С. 39-44. EDN: YCZXXL URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38233785
  13. Воленко О.И., Фомин Е.Н. Компетентностно-ориентированное наставничество как часть целостного учебного процесса в профессиональном образовании  // Среднее профессиональное образование. 2014. №1. С.3-5. EDN: RVPPDD URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21185375
  14. Гребенникова В.М., Гребенников О.В., Щербина А.И. Формирование тьюторской позиции педагога в условиях инклюзивного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-3. С. 195-199. EDN: XHCWPZ URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27652092
  15. Гребенникова В.М., Узунова Г.П. Тенденции развития непрерывного профессионального образования педагогов // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 3. С. 133-137. EDN: MRHCLO DOI: 10.17513/snt.37954

Библиографическая ссылка:

Полякова Л.В., Щербина А.И. Тьюторство и наставничество на современном этапе развития образования в России // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.111-118. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.10