ISSN 2409-7616

Корнеенко Т.О.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

УДК 378.048.2

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.07

Корнеенко Т.О.1 (Брянск, Россия) — tanya-korneenko@mail.ru

1Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Аннотация. В статье обоснована необходимость создания педагогических условий для формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего учителя. Цель исследования предполагала выявление педагогических условий для формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих учителей средствами цифрового образовательного пространства. Обоснован интегративный характер профессионально-коммуникативной компетентности как системы компетенций в области коммуникации. Выявлены факторы формирования профессионально-коммуникативной. Проанализированы современные условия общения в цифровом формате, выявлены особенности такого общения, основные речевые средства и специфика трансформации языка в условиях коммуникации, опосредованной компьютером. В частности, представлена характеристика коммуникации педагогов в мессенджерах с родителями обучающихся и администрацией образовательной организации. В ходе реализации поставленной цели проанализированы особенности современного образовательного пространства в условиях цифровизации общества. Выявлены наиболее значительные коммуникативные нарушения, допускаемые будущими педагогами в рамках общения в цифровой среде с преподавателями вуза. Сформулированы педагогические условия, обуславливающие формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих учителей. В частности, выявлена необходимость как использования стихийно складывающихся условий коммуникации, опосредованной компьютером, так и условий, которые моделируемы целенаправленно – например, посредством предложения студентам педагогических вузов заданий, способствующих формированию коммуникативной компетентности, навыков профессиональной коммуникации. Разработаны задания для работы в данном направлении, которые могут быть включены в элективный курс для педагогов или использоваться в рамках основных учебных курсов в педагогическом вузе. Практическая значимость исследования обоснована возможность использования разработанных заданий в практике подготовки будущих учителей в рамках обучения в педагогических вузах и образовательных организациях среднего профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, компетенция, педагог, цифровизация, педагогические условия, высшее профессиональное образование.

Список источников:

  1. Атаджанова Б.Т. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции будущего специалиста // Вестник науки и образования. 2019. №. 19-2 (73). C. 47-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41172005
  2. Балыхина Т.М. Я люблю тебя, русская речь? (Современное речетворство) // Сб. матер. Регионального форума преподавателей-русистов восточноевропейских стран СНГ. – К.: Радуга, 2007. — 192 с.
  3. Баринова С.О. Классификация эмограмм в сети Интернет // Актуальные проблемы теории и методологии науки о языке: междунар. научно-практ. конф. 24-25 мая 2008 г. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008. — С. 69-72.
  4. Гусева Е. И. Диалоги форумчан, или Явление Интернет-стиля // Русский язык и литература: Проблемы изучения и преподавания: сб. научн. тр. — К.: 2019. — С. 130-134.
  5. Давидович Н.Н. Проблема становления коммуникативной компетентности в зеркале современности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. №. 4. С. 94-102. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-94-102
  6. Кербис И.Ю. Груздева О.В. Особенности коммуникативной компетентности современных педагогов дошкольных образовательных организаций // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2017.  №. 3 (41). С. 126-137. DOI: 10.25146/1995-0861-2017-41-3-12
  7. Кривуть М.Л. Роль волонтерского марафона в формировании коммуникативной компетентности педагогов инклюзивного образования // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3, №. 3. С. 6-11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41181566
  8. Кривуть М.Л. Формирование эмпатии в процессе реализации дисциплины «коммуникативная деятельность педагога инклюзивного образования // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5, №. 2. С. 33-38. DOI: 10.18503/2658-3186-2021-5-2-33-38
  9. Кривуть М.Л. Коммуникативная компетентность педагога: критериально-диагностический инструментарий // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. №. 1 (76). С. 50-56. DOI: 10.26105/SSPU.2022.76.1.006
  10. Лейчик В.М. Преподавание основ культуры речи в свете новейших тенденций в развитии русского языка // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2007. № 2. С. 7-12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=992509
  11. Литневская Е.И. О некоторых особенностях письменной разговорной речи // Русский язык и литература: Проблемы изучения и преподавания: сб. научн. тр. — К.: 2009. С. 197-201.
  12. Мачульская И.А., Машина А.В., Машин В.Н. Образовательная деятельность в контексте развития и формирования коммуникативной компетентности курсантов военных вузов в современных условиях // Перспективы науки и образования. 2018. №. 4 (34). С. 301-308. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35534492
  13. Наговицын Р.С., Голубева И.А. Формирование коммуникативных компетенций у будущего педагога в студенческом научном обществе // Интеграция образования, Т. 23, №. 1 (94), 2019, С. 66-84.
  14. Хуторской А.В. О соотношении личностно-ориентированного и человекосообразного типов образования // Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции / Сборник материалов Международного научно-практического конгресса. V Славянские педагогические чтения. — М.: Эйдос,  2006. — С.191-197.
  15. Цвирко Н.И. Тюренкова С.А. Коммуникативная компетентность в структуре готовности педагогов и студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. №. 3. С. 97-105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36516159
  16. Elmetaher H. Active Learning in Language Classrooms: From Theory to Practice //  Journal of the Nanzan Academic Society. 2021. Vol. 109. P. 309 316.
  17. Lenstra M. Barriers to implementing communication education in the PK-12 schools // Communication Education. 2020. Vol. 69(1). P. 118–123. DOI: https://doi.org/10.1080/03634523.2019.1683754
  18. Morreale S.P., Valenzano J.M., Bauer J.A. Why communication education is important: A third study on the centrality of the discipline’s content and pedagogy // Communication Education. 2017. Vol.  66(4) P. 402–422. DOI: 10.1080/03634523.2016.1265136
  19. Svinicki M.D., McKeachie W.J. McKeachie’s teaching tips: Strategies, research and theory for college and university teachers (14 ed.). Belmont, Callifornia: Wadsworth, Cengage Learning. 2019. — 312 р.
  20. Yastremski D., Morreale S. Communication education in K-12: Yes, still a concern for higher education // Communication Education. 2021. Vol. 70(1). P. 123-125. DOI: https://doi.org/10.1080/03634523.2020.1811358
  21. Wright A.M. Historical view of accountability and teacher labor // Communication Education. 2020. Vol. 69(1). P. 105-118. DOI: https://doi.org/10.1080/03634523.2019.1679381

Библиографическая ссылка:

Корнеенко Т.О. Педагогические условия для формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих учителей средствами цифрового образовательного пространства// ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.76-88. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.07