ISSN 2409-7616

Цагараев К.А., Бузоев А.С.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 371

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.06

Цагараев К.А.1 (Владикавказ, Россия) — bekoevamarina@mail.ru, Бузоев А.С.1 (Владикавказ, Россия) — bekoevamarina@mail.ru

1Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. Сформировавшаяся на сегодняшний день учебно-воспитательная деятельность не способен оказывать существенного содействия формированию у младших школьников позитивной мотивации к здоровому образу жизни, осознанию ценности здоровья, двигательной активности. Старания родителей и учителей касаются, прежде всего, дидактического компонента, т.е. формирования у обучающихся большого объема академических знаний, упуская из виду, что здоровье – главная ценность в жизни человека, что только здоровая личность может, преимущественно, стать хозяином своей судьбы в какой-то степени, творить и созидать, преобразовывать мир вокруг себя, приносить пользу обществу. Признавая укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения приоритетной задачей социальной политики государства, ВОЗ под здоровьем человека понимает не только факт отсутствия болезней, но и имеет в виду полноценное психическое, физическое, нравственное и социальное благополучие населения. Имея скрытую, динамическую форму, очень часто болезнь не проявляется в выраженных симптоматических ощущениях до поры до времени, так как при определении физического состояния личности, медицина не видит отчетливой грани между здоровьем и болезнью человека. Это позволяет нам проблему формирования ценностно-мотивационного отношения у младших школьников к здоровому образу жизни в настоящее время считать чрезвычайно актуальным. Автором статьи доказывается тезис о том, что для успешного формирования у обучающихся положительной мотивации к здоровому образу жизни учителям и родителям необходимо знать о потенциальных возможностях организма ребенка, особенности его нервной системы, роль внешних воздействий на личность. Однако на практике выясняется, что и родители, и педагоги предпочтение отдают, в первую очередь, успешной учебе, участию в творческих мероприятиях, предметных олимпиадах, примерному поведению, забывая при этом, что для человека в любом возрасте, особенно в детстве, важнее здоровья нет ничего, а здоровье можно укреплять и поддерживать через здоровый образ жизни.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, мотивация, физическая культура, младшие школьники.

Список источников:

  1. Ашрафуллина Г.Ш. Формирование здорового стиля жизни младших школьников в условиях культурно-досуговой деятельности спортивного центра // Казанская наука. 2011. № 8. С. 220. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17009494
  2. Баскаев Б.А., Ревазов М.О., Хубецов А.М. Моделирование процесса формирования у подростков мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 876. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22878110
  3. Бачиева Э.Ю., Асадулаева Ф.Р. Формирование здорового образа жизни учащихся как приоритет воспитательной деятельности современной школы // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 177-179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27202072
  4. Бруев И.А. Воспитание навыков здорового образа жизни у обучающихся в процессе физического воспитания // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2021. № 11. С. 51-54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47447137
  5. Кисиева З.А., Пухова Л.Р., Уригаева М.В. Двигательная активность как фактор, определяющий здоровый образ жизни человека // Проблемы науки. 2019. № 6 (42). С. 86-90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38291798
  6. Кочиева Э.Р. Формирование здорового образа жизни у студентов как социально-важная проблема государства // Primo Aspectu. 2021. № 3 (47). С. 22-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46567831
  7. Кусова А.В. Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни в образовательной организации // Управление развитием образования. 2020. № 2. С. 144-146. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44931787
  8. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Агеев С.Л. Здоровый образ жизни в молодежном сознании: социологический аспект // Primo Aspectu. 2022. № 2 (50). С. 17-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48613709
  9. Малафеева С.Н., Вершинина Н.А. Оценка мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников по данным анкетирования // Вестник Уральской медицинской академической науки. 2014. № 3 (49). С. 169-170. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22297875
  10. Миронова Ю.Г., Яковлева Т.Н. Оценка эффективности социальной политики по формированию здорового образа жизни молодежи: региональный аспект (на примере астраханской области) // Primo Aspectu. 2022. № 1 (49). С. 7-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48092687
  11. Назарова Е.Л., Камилова А.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников средствами интерактивных технологий // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2016. № 9. С. 184-189. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25914779
  12. Нейфельд В.П. Активные методы обучения как средство повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 2. Физическое воспитание и спорт. 2021. Т. 62,  № 3. С. 18-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47924486
  13. Петренко И.Г. Формирование здорового образа жизни младших школьников средствами интерактивных технологий в процессе физического воспитания // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21754246
  14. Романова И.В. Организационно-содержательные условия формирования готовности учителя физической культуры к воспитательной работе // Научные горизонты. 2017. № 3. С. 176-187. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32429057
  15. Сухарев А.Г., Стан В.В., Игнатова Л.Ф. Роль образовательной организации в формировании у учащихся мотивации к здоровью и здоровому образу жизни // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 2. С. 32-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26507489
  16. Тарануха Е.В., Никонова С.Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии // Вестник научных конференций. 2020. № 8-2 (60). С. 103-106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44120629

Библиографическая ссылка:

Цагараев К.А., Бузоев А.С. Основные направления формирования мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников// ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.66-75. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.06