ISSN 2409-7616

Бигильдина Э.Р., Ибрагимова З.Ф., Cултанова Р.М., Хасанов Р.Р., Хизбуллина Р.З.

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛАХ РОССИИ

УДК 37.035

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.03

Бигильдина Э.Р.1 (Уфа, Россия) — ebigildina@gmail.com, Ибрагимова З.Ф.1 (Уфа, Россия) — zilyaf2013@yandex.ru, Cултанова Р.М.1 (Уфа, Россия) — Sultanovar@list.ru, Хасанов Р.Р.2 (Уфа, Россия) — khvrar1@gmail.com, Хизбуллина Р.З.1 (Уфа, Россия) — hizbullina@yandex.ru

1Уфимский университет науки и технологий

2Башкирский государственный педагогический университет имени Мифтахетдина Акмуллы

Аннотация. Патриотическое воспитание учащихся это целостный педагогический процесс, который опирается на взаимодействие субъектов воспитания и направленный на выработку и формирование у учащихся чувства патриотизма, выступающего в качестве социально значимого нравственного императива. Цель работы составляет освоение учащимися прогрессивного патриотического опыта, который позволит сформировать целостное отношение к патриотизму. Содержание патриотического воспитания должно содержать само понятие «патриотизм» и обязательно включать в себя воспитание любви к Родине, к родному краю, уважение традиций и обычаев своего народа. Важно развивать стремление к укреплению чести и достоинства Отечества. Будущий защитник Родины должен стремиться ее защищать и содействовать при сочетании личных и общественных интересов. Воспитание патриотов – это важное направление в нашей стране, которое нужно ставить одной из ключевых. Именно от современной молодежи зависит будущее страны. В работе рассматриваются примеры мероприятий и занятий, которые проводятся в современных школах России. Авторами предложены форумы и выставки, которые можно посетить вместе со школьниками в учебное время, так и с родителями в выходные дни. В конце статьи предложены правила, которые можно использовать родителям при воспитании у детей патриотического начала. Быть патриотом сегодня – это модно и гордо. Любить свою страну нужно всем сердцем, искренне и бескорыстно, как младенец, который больше всего на свете любит свою маму и считает ее центром своей вселенной. И Родина, как мама, должна быть одна. У всех. Без исключений.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, Родина, семья, школьники, любовь к родному краю.

Список источников:

  1. Бигильдина Э.Р., Газизов Р.Р., Галимов Д.З. Роль кадетского движения для сохранения военно-патриотических традиций отечества на примере Республики Башкортостан // ЦИТИСЭ. 2021. № 4. С.398-407. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.37
  2. Бигильдина Э.Р., Кузнецова И.В., Хамматова Р.С. Роль возрождения казачества на территории Башкортостана для военно-патриотического воспитания подрастающего поколения // ЦИТИСЭ. 2021. № 2. С.7-17. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.2.01
  3. Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ // Педагогика. 2011.  №1. С. 14-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16358873
  4. Буковшина О.Н. Школа – центр патриотического воспитания // Воспитание школьников. 2016. № 1. С. 40-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25406251
  5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (Дата обращения: 01.08.2022)
  6. Горбунов В.С. Педагогика патриотизма как фактор формирования гражданского общества в России // Воспитание школьников. 2017. № 5. С. 49-58. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29816913
  7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: монография — М.: Просвещение, 2009. — 26 с.
  8. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Ахтян А.Г. Основы гражданственности и патриотизма в истории нашего отечества // ЦИТИСЭ. 2019. №4 (21). С. 467-476. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.4.44 
  9. Егорычев А.М. Нравственность как основа отечественного социального воспитания подрастающего поколения (социально-исторический анализ) // Профилактика зависимостей. 2016. № 1 (5). С. 38-45. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26139697
  10. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.  — М.: Росвоенцентр, 2003. — 25 с. ISBN 5-85597-028-0
  11. Краевский В.В. Методология и методы педагогических исследований // Педагогика; под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. —  С. 64-78.
  12. Кулемина Л.Б.  Размышления о патриотическом воспитании… // Образование и право. 2020. № 1. С. 17-21. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42633829
  13. Лутовинов В.И. Критерии и показатели патриотического воспитания (системный педагогический анализ) // Вестник ВЭГУ. 2008. № 3(35). С. 45-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12920861
  14. Мусс Г.Н. Воспитание патриотизма подростка во внеурочной деятельности: автореферат дис… канд. пед. наук: 13.00.01, Оренбург, 2008. — 24 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15866741
  15. Хизбуллина Р.З., Якупова Л.Р., Полянская Л.Р. Характеристика компетентности школьников, выявляющая проблемы, требующие незамедлительного решения // ЦИТИСЭ. 2020. № 2. С.135-149. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.2.13

Библиографическая ссылка:

Бигильдина Э.Р., Ибрагимова З.Ф., Cултанова Р.М., Хасанов Р.Р., Хизбуллина Р.З. Особенности  патриотического воспитания в современных школах России // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.30-44. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.03