ISSN 2409-7616

Евсеев В.О., Пушкарёва Н.Н.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

УДК 330.16

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.01

Евсеев В.О.1,2 (Москва, Россия) — manrus@mail.ru, Пушкарёва Н.Н.1 (Москва, Россия) — 89258816869@mail.ru

1Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

2Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Аннотация.Основное исследование направлено на подтверждение гипотезы, что уровень отношения учеников школ к профориентационным мероприятиям влияет на вариативные возможности их институализации в рейтинговых высших учебных заведениях. Возможности в данной работе рассматриваются через призму экономического поведения, которое состоит из событийных этапов: выбора нужных контактов, выбора нужных действий, установления взаимодействия для последующего институализации отношений, и последнее событие ‑ это включение в ту или иную социальную студенческую группу. Методология. За основу был взят информационный массив уже проведённого социологического исследования соответствующей тематической направленности: «Образ вуза, колледжа в представлениях старшеклассников, родителей, учителей». Семантика вопросов была соотнесена с событийными этапами экономического поведения, был разработан алгоритм, определяющий количество событийных этапов, приходящихся на одного ученика. Результаты. 1. Была предложена новая формулировка понятия «экономическое поведение». 2. Были получены регрессионные уравнения с высоким коэффициентом корреляции между показателями, характеризующими уровень отношения к проводимыми в школе профориентационным мероприятиям и количественными характеристиками контактов, действия, взаимодействий, институализации и социальных групп, приходящихся на одного ученика. Такие же зависимости были получены ещё по нескольким факторам, но они не вошли в предлагаемую статью из-за большого объема результатов. Выводы.Результаты исследования показали высокую взаимосвязь между профориентационными мероприятиями и социализацией поведения по событийным этапам экономического поведения. Были получены уравнения между начальным этапом пути к высшему образованию – «контакты», и конечным этапом ‑ «студенты как социальная группа», которые показали их высокий уровень взаимосвязи. Для каждой возрастной группы учеников, должна быть классификация контактов, действий, взаимодействий, институализации отношений, которые, с минимальными издержками для экономического поведения, позволят достичь поставленной цели.

Ключевые слова: школа, ученики, абитуриенты, студенты, профориентационные мероприятия, экономическое поведение, контакты, действия, взаимодействия, институализация, социальная группа, коэффициент корреляции, регрессионные уравнения.

Список источников:

  1. Беляков С.А. Модели функционирования высшего учебного заведения в условиях нормативного финансирования // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 2 (96). С. 6-16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24053995
  2. Воронин Д.М., Мишина О.С., Завальцева О.А. Критерии эффективности современной образовательной организации как основа оценки и повышения качества образования // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 18-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36332859
  3. Варкулевич Т.В., Кузьмичева И.А. Отдельные элементы методики формирования себестоимости услуг государственного образовательного учреждения // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-2 (45). С. 546-551.     URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22528984
  4. Евсеев В.О., Методология управления развитием экономических компетенций // ЦИТИСЭ. 2018. № 3 (16). С. 13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36663892
  5. Егорычев А.М., Ахтян А.Г., Кретинин А.С., Семья как социально-педагогический институт воспитания ребенка // ЦИТИСЭ. 2021. № 4 (30). С. 635-646. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47652565
  6. Егорычев А.М., Институт воспитания в информационном обществе: сохранение исторической преемственности // Педагогическое образование и наука. 2021. № 2. С. 13-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46541525
  7. Егоршин А.П., Гладышева И.А. Как оценить эффективность работы вузов? // Высшее образование сегодня. 2014. № 11. С. 29-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23249889
  8. Жаравин Д.Е., Козин Д.Ю., Фомичев Д.Ю., Социальное взаимодействие, применение теории шести рукопожатий на примере социальных сетей // Студенческий. 2019. № 7-1 (51). С. 18-21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37111920
  9. Ковчина Н.В., Социальное взаимодействие в профессиональной сфере: к вопросу о SOFT SKILLS // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2019. № 4. С. 35-39. URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37649048
  10. Мазурова Т.Р., Лазарева К.П., Социальные контакты как условия повышение качества дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. T10. С. 176-180. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27243102
  11. Малинин В.А., Тулупова О.В., Институализация образовательного пространства инновационной школы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 6-1. С. 38-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17247835
  12. Малинин В.А., Тулупова О.В., Институализация образовательного пространства инновационной школы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 6-1. С. 38-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17247835
  13. Мельников Е.Г., Социальные группы и социальная политика: некоторые управленческие аспекты//Аллея науки. 2017. Т. 3, № 13. С. 624-628. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30266762
  14. Мисиченко Н.Ю., Мирошниченко Ю.Н., Кракузина В.В.
    Моделирование трудозатрат процессов работы с портфолио обучающихся в вузе //
    Учет и статистика. 2019. № 4 (56). С. 57-67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42595808
  15. Одинцова Н.А., Профориентация младших школьников: возможности исследовательской деятельности // Молодой ученый. 2020. № 31 (321). С. 131-134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43781149
  16. Остапенко В.С., Первушина В.Н., Савушкин Л.М., Социальное взаимодействие в образовательном процессе вуза как педагогическая проблема // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 3. С. 54-57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46568595
  17. Попович А.Э., Роль профильного обучения в профессиональном самоопределении старшеклассников // Среднее профессиональное образование. 2011. № 3. С. 3-6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15618103
  18. Плотичкина Н.В., Социальное действие в сфере политики и теория выбора фрейма // Вестник Пермского университета. Политология. 2012. № 1 (17). С. 35-47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17715642
  19. Степанцов П.М., Социальное действие между интерпретацией и пониманием // Социология власти. 2013. № 1-2. С. 27-56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21325305
  20. Свиридова Н.В., Сазонова И.В. Сравнительный анализ эффективности и результативности деятельности вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 4 (74). С. 83-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17276409
  21. Слинько А.А., Могилев М.А., Институализация модернизационных процессов в образовании // Регион: системы, экономика, управление. 2021. № 4 (55). С. 102-107. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47414840
  22. Тарлавский В.И. К вопросу о профориентации в условиях непрерывного образования // Перспективы науки и образования. 2016. № 6 (24). С. 37-40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28418696
  23. Тумский С.В., Провокация как социальное действие: определение феномена в контексте кроссдисциплинарного анализа // Социодинамика. 2017. № 8. С. 1-11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29863769

Библиографическая ссылка: Евсеев В.О., Пушкарёва Н.Н. Особенности экономического поведения при выборе высшего учебного заведения // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.7-20. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.4.01