ISSN 2409-7616

Бигильдина Э.Р., Бакиева Э.В., Cултанова Р.М., Хасанов Р.Р., Хизбуллина Р.З.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКОВ ГЕОГРАФИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ РОССИИ

УДК 376.3

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.37

Бигильдина Э.Р.1 (Уфа, Россия) — ebigildina@gmail.com, Бакиева Э.В.1 (Уфа, Россия) — ev-bakieva@mail.ru, Cултанова Р.М.1 (Уфа, Россия) — Sultanovar@list.ru, Хасанов Р.Р.2 (Уфа, Россия) — khvrar1@gmail.com, Хизбуллина Р.З.1 (Уфа, Россия) — hizbullina@yandex.ru

1Уфимский университет науки и технологий

2Башкирский государственный педагогический университет имени Мифтахетдина Акмуллы

Аннотация. Для выработки содержания школьного географического образования используются как теоретические, так и практические методы исследования. Все разрабатываемые учебники до того, как будут утверждены Министерством просвещения, в обязательном порядке проходят проверку в общеобразовательных организациях. Для контроля проводят наблюдения в школах, анкетирование, как школьников, так и учителей, а также различные дискуссии по содержанию учебников на методических семинарах. В статье проводится анализ современных школьных учебников по географии. В ходе анализа учитывались такие показатели, как методическое, психологическое, гигиеническое и эстетическое соответствие учебника требованиям ФГОС. В процессе работы было выявлено, что в учебниках имеются недостатки. Сравнительные таблицы содержат информацию не только бумажных носителей, но и электронных, которые приобретаются совместно с учебниками по географии. В ходе работы было установлено, что благодаря учебникам по географии у школьников идет формирование географического мировоззрения. Правильное его формирование служит залогом личностных и предметных результатов обучения у школьника. На основе проделанного анализа были предложены пути модернизации учебников по географии с общими рекомендациями. Анализ современных учебников по географии для учащихся 5-11 классов показывает, что они соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.  Современный век считается веком цифровизации. Все учебники сегодня выпускаются в двух форматах: бумажном и электронном. К учебникам в цифровом виде прилагаются и дополнительные материалы в виде электронных учебно-методических комплектов, которые размещаются на сайте каждого издательства.

Ключевые слова: география, учебник, преподавание географических дисциплин, анализ, географическое образование, школа.

Список источников:

  1. Аникина М.Л., Галиев К.М., Даутова Т.А. Роль и место социально-экономической географии в формировании личности современного школьника // ЦИТИСЭ. 2021. № 4. С.349-359. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.33
  2. Аджиева Ф.М., Грехова И.П. Особенности профессионального выгорания педагогов, находящихся на разных этапах профессионального становления // Тенденции развития науки и образования.   2020. № 64-3. С. 162-165. DOI: 10.18411/lj-08-2020-111
  3. Андреева Э.А., Даутова Т.А., Уразова А.И.  Проблемы современных крупных российских городов. В сборнике: Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества. — Уфа: Аэтерна, 2016. — С. 186-189. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=26655454
  4. Даутова Т.А., Пастух Е.С. Урбанизация — благо или зло для планеты? В сборнике: Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества. Материалы II ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. — Уфа: Башкирский государственный университет, 2017. — С. 447-451. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29797364
  5. Елдашева Г.В. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе // Вестник науки и образования. 2019. № 11-4(65). С. 54-56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38546774
  6. Малкова Т.В., Баранов А.Ю. К вопросу о роли преподавателя в повышении внутренней мотивации обучающихся // Вопросы педагогики. 2021. № 3-1. С. 171-174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44847724
  7. Мендель В.В., Тринадцатко О.А. Аспекты использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. DOI: http://doi.org/10.17513/spno.29755
  8. Митькина А.Д. Проблемное обучение в современном образовании // Вестник науки и образования. 2019. № 5(59). — С. 56-59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37100310
  9. Москвин К.М. Cущность смешанного обучения на этапе профилизации среднего общего образования // Непрерывное образование: XXI век. 2019. № 3(27). С. 40-46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41105790
  10. Пенченкова А.С., Трапезникова И.В. О реализации концепции развития географического образования в образовательных организациях Белгородской области // Вестник Белгородского института развития образования. 2021. Т. 8, № 1(19). С. 179-191. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44929475
  11. Петрова Н.Н. География в школе: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2019. №3. С. 30-37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41302181
  12. Петрова Н.Н., Солодухина Н.Н., Базанов А.С. География в школе: проблемы научно-методического сопровождения концепции // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2021. № 2. С. 50-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46318118
  13. Саттарова Г.А., Хизбуллина Р.З., Бакиева Э.В. Географические ошибки: их виды, причины, пути и способы устранения // Педагогический журнал Башкортостана.  2021.  № 2(92). С.62-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46254834
  14. Скиперских Д.С. Влияние депрессивных состояний на учебную мотивацию в юношеском возрасте // Молодежная наука: тенденции развития. 2020. № 4. С. 27-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44434639
  15. Сухарева Е.В. Выбор педагогических технологий, как способ повышения мотивации обучающихся // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 49-2. С. 67-72. DOI: http://doi.org/10.18411/lj-04-2019-41
  16. Тимиряева Д.Ф. Профилактика профессионального выгорания у педагогов в учреждении среднего общего образования // Modern Science. 2020. № 12-4. С. 389-392. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44458253
  17. Шамшина Т.В. Географическая грамотность  — неотъемлемая часть социализации современного человека // Альманах мировой науки. 2020. № 2(38). С. 68-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42695885
  18. Шевченко И.А., Скворцова А.А., Соловьева К.А. Опыт организации и использования проблемного обучения учащихся в курсе географии России // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. С. 61. DOI: http://doi.org/10.17513/spno.30037
  19. Шмакова А.П., Москалева Э.Ф., Селезнева Е.К. Методические затруднения учителей в процессе использования инновационных педагогических технологий // Поволжский педагогический поиск. 2020. № 3(33). С. 42-47. DOI: http://doi.org/10.33065/2307-1052-2020-3-33-42-47

Библиографическая ссылка:

Бигильдина Э.Р., Бакиева Э.В., Cултанова Р.М., Хасанов Р.Р., Хизбуллина Р.З. Особенности современных учебников географии и возможности их использования в школах России // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.422-433. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.37