ISSN 2409-7616

Шупаев А.В.

ПОДХОДЫ К ФОРМУЛИРОВАНИЮ ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

УДК 37.013

DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.19

Шупаев А.В.1 (Орск, Россия) — avsh1981@gmail.com

1Оренбургский государственный университет

Аннотация. Данная статья посвящена теоретическим и методическим аспектам целеполагания учебного занятия. Актуальность темы «Подходы к формулированию цели учебного занятия» обусловлена противоречием между существующими в педагогической науке представлениями о способах целеполагания учебных занятий и их недостаточной обоснованностью. Целью статьи является представить анализ тактических и стратегических подходов к целеполаганию учебных занятий, обосновать логику и целесообразность каждого из них. В статье обобщены и классифицированы подходы к формулированию цели урока с позиции ее содержания и структуры. Особый акцент сделан автором на анализе триединой цели учебного занятия и доказательстве сомнительности ее структуры с точки зрения логики и дидактики. С позиции типологизации уроков, основанной на доминирующей роли дидактической цели, обоснована в качестве приоритетной и логичной структура цели урока, включающая в себя одну цель и ряд конкретизирующих ее задач.  Методологическая база исследования, представленная в публикации, включает в себя анализ и обобщение теоретического материала по проблеме целеполагания урока; анализ технологических карт и конспектов уроков, в том числе размещенных в свободном доступе в сети Интернет; анализ, обобщение и классификацию тактических подходов педагогов к формулированию цели урока; анализ распространенных стратегий формулирования цели урока; обобщение и систематизацию результатов исследования. Результаты исследования могут быть учтены педагогами при подготовке к проведению учебных занятий, в том числе при разработке технологических карт и конспектов уроков.

Ключевые слова: подходы, учебное занятие, формулирование цели, целеполагание, триединая цель.

Список источников:

  1. Атаманова Г.И. В помощь педагогу и студенту: формула для написания цели при разработке занятия // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2020.  №4 (71). С. 6-17.
  2. Егорова Ю.А. Педагогическое целеполагание: сущностные характеристики // Теория и практика общественного развития. 2013. №7. С. 80-85.  EDN: QYYJGZ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20149753
  3. Заславская Т.Ю., Левченко И.В. Формирование дидактических целей для учащихся на уроках информатики // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2011. №2. C.29-36. EDN: NTVQCX URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16352042
  4. Красовская Л.В. Освоение алгоритма процесса целеполагания будущими педагогами // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2015. №1 (45). EDN: TZSBZB URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23748824 
  5. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода // Школьные технологии. 2011. № 6. С. 10-17. EDN: OJPJFH URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17072191
  6. Логинова Н.А. Актуальность целеполагания современного образовательного процесса // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 86–89. EDN: CNYQKY URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42403334
  7. Неудакин В.А. Модель целей образовательного процесса // Вестник ИрГТУ. 2012. №1 (60). С. 272-278. EDN: OOVJNX URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17311247
  8. Новичкова Н.М. Педагогическое целеполагание как современная научно-прикладная проблема // Мир науки, культуры, образования. 2014. №1 (44). С. 147-151. EDN: SBLACR  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21451515
  9. Пивоваров А.А. «Теорема» о триединой дидактической цели урока // Народное образование. 2015. №6 (1449). С. 138-145. EDN: VHXQBB URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25312282
  10. Полькина С.Н. Целеполагание в контексте деятельностного подхода к организации учебной деятельности на уроке литературы // Вестник ОГУ. 2015. №3 (178). С. 25-29. EDN: UFZHVL  https://elibrary.ru/item.asp?id=24035709
  11. Силантьев Н.В. Логика и грамматика при формулировании целей урока // Грани познания. 2010. №1(6). C.65-68. EDN: RBSMSD URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20276532
  12. Фадеева Л.В., Шмелева О.Н., Минаева Ю.В. Критерии постановки учебных целей для обучения профессионально-ориентированному иностранному языку // Современное педагогическое образование. 2022. №1. EDN: NIFWRB URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47974118
  13. Чайкина Ж.В., Максина О.А., Павлунина Т.А. Целеполагание и технология формулирования целей урока при обучении школьников экономике // Мир науки. 2017. Т. 5, №3. C.40. EDN: ZEJGDR URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29902464
  14. Best J. Why Are Lesson Goals So Effective? // 3P Learning. 2019. [Электронный ресурс]  URL: https://www.3plearning.com/blog/setting-lesson-goals/ (Дата обращения 01.05.2022)
  15. Chizhik E., Chizhik A. (Re)Conceptualizing the purpose of the lesson plan // Journal of Educational Thought. 2016. Vol. 49. P. 210-225. DOI: https://doi.org/10.11575/jet.v49i2.46294
  16. Lewis B. Writing a Lesson Plan: Objectives and Goals // ThoughtCo.  2021. URL: Objectives and Goals of a Lesson Plan (thoughtco.com) (Дата обращения 01.05.2022)
  17. Morska J. From the Purpose oft he Lesson to Success. — Myunster: Maynooth University, 2019. P.398-400. DOI: https://doi.org/10.37626/GA9783959871129.0.75

Библиографическая ссылка:

Шупаев А.В. Подходы к формулированию цели учебного занятия // ЦИТИСЭ. 2022. № 3. С.215-224. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2022.3.19